«Я изобрела сериал»
- Светлана Аркадьевна, наверняка предрасположенность к сочинительству у вас была еще в детстве?
- Да, я всегда сочиняла сказки, поэтому вокруг меня всегда кучковались дети. Например, я часто рассказывала истории про свою кошку Мурлышку. Это был бесконечный сериал. Тогда в России сериалов еще не было, так что, получается, я изобрела этот формат с моей кошкой в главной роли. Я не помню всех сюжетов, но я помню, что на тот момент, когда я была во втором классе, был урожайный год на клещей. И, значит, везде клещи, ну а моя Мурлышка, гуляя по лесопарку в белом платье под кружевным зонтиком, каким-то образом с ними сражалась. Сюжет был сложный, но в то же время очень смешной, поэтому мои одноклассницы никак не могли со мной расстаться после школы.
- Ваша кошка тогда наверняка приобрела немалую известность!
- Да, и в те времена моя литературная деятельность приносила пользу! У Мурлышки раза два в год рождались по три котенка. Топить мы и не могли, это было выше наших сил. А благодаря моим рассказам, которые выступили потрясающим пиаром, в очередь на этих котят просто записывались - и одноклассники, и друзья во дворе, и прочие знакомые.
- С того времени у вас вышло уже семьдесят две книги. Нет еще чувства пресыщения?
- Чувства пресыщения нет, но иногда хочется бросить именно сказки, потому что часто возникают мысли - да зачем мне это надо, у меня хорошая профессия, меня здесь уважают, и не нужно доказывать, что не верблюд, как я доказываю с каждой своей новой сказкой. Не нужно расстраиваться из-за того, что не печатают, или что редактор наисправляет такого, что волосы на голове дыбом… Не устаешь писать, устаешь от того, что наступает потом, когда годами ждешь, что до тебя снизойдут и все прочее. Писать-то я все равно буду, потому что без этого скучно, но уже не стану стараться издавать.
- Москве не пришлось ничего доказывать - вот и награду престижную вам присудили! Расскажите, что это за премия?
- Премия «Книгуру» работает уже третий год. В этот раз я отправила туда свою повесть «Куда скачет петушиная лошадь». Всего на отбор пришло около семисот рукописей, среди которых я оказалась в коротком списке из 15 самых хороших произведений, чему очень обрадовалась, потому что думала - главную премию все равно не дадут. Премию за смешное не дают никогда. В серьезную литературу человеку, который пишет смешное, лучше не соваться. Я совершенно не готова была к тому, что мне ее присудят, потому что третий этап конкурса - это дети. Больше шестисот ребят, прочитав короткий список, могли выбрать пять произведений, чтобы написать на них рецензию, выставить балл. Например, знаю, что Первоуральск и Серов ну просто очень много написали отзывов. У нас очень активные и читающие дети.
Катастрофы нет
- Вы часто хвалите наших библиотекарей за то, что они знакомят читателей с уральскими творцами. Учителя тоже включают книги местных писателей в программу?
- Обычный учитель не может изменить программу - он человек подневольный. Они могут что-то показать и рассказать, но не более. Я знаю, что многие сейчас очень ругают нашу систему образования, я сама не вполне ею довольна. Но я с очень большой симпатией и сочувствием отношусь к учителю, на которого давят со всех сторон. Во-первых, это начальство, которое без конца меняет программу и делает некоторые настолько своеобразными, что это тема для отдельного разговора. С другой стороны на него давят дети, поскольку они сейчас достаточно активные, знающие свои права. С третьей стороны давят родители, которые, как каждый человек, умеют учить и умеют лечить.
- А вообще юные уральцы сейчас тянутся к чтению?
- Когда мне начинают говорить: «ой, дети не читают», я вспоминаю свое детство, когда наша учительница говорила: во всем классе читают только двое - Морозова и Хлынова! Морозова - это была я. Ну и сейчас говорят примерно так же, только тогда не говорили: «вы все время сидите за компьютером», говорили: «вы все время в футбол гоняете». Ну то же самое было ведь! Только в футбол гонять значительно полезнее для здоровья, чем сидеть у монитора. В любое время, в любую эпоху были какие-то отупляющие элементы. Например, во времена Пушкина возмущались, что все время проходят какие-то балы! Я совершенно уверена, что никакой катастрофы с чтением нет и нет катастрофы с детьми.