Ираида Афанасьевна, с чего началось ваше увлечение?
— Вообще я начинала работать с лоскутками из ткани. Самой приходилось шить, потому что у моей мамы не было возможности покупать вещи в магазине. Первая картина из кожи появилась примерно в 1998 году. Я тогда шила себе дубленку, а из остатков картину сделала. А еще в те времена я часто ездила к подруге в Москву. Тогда у них в магазинах продавали кожу точными кусочками 10х5 см. Когда их увидела, мне сразу захотелось пристроить их на ярком фоне. Сыну очень понравилось. Он, как увидел в первый раз, попросил — подаришь мне! Я подарила. А потом уже вот вторая картина появилась, когда сына моего уже не стало… В 2000 году он погиб.
Почему выбрали именно этот материал для творчества?
— А вы сами приложите руку к моей картине, немножко подержите и такое тепло почувствуете. Кожа — это благородный материал. Мне кажется, что она не впитывает в себя энергию, а отдает ее, поэтому руке тепло. Я это чувствую, если кожа настоящая. Работаю только с натуральным материалом и только из лоскутков. Не покупаю, не крашу. Кожа меня вдохновляет. Как только у меня появляются новые лоскутки, мне сразу хочется что-то из них сделать.
Вы говорите, что кожа благородный материал, наверно, и работать с ним сложно?
— Да, с лоскутками из кожи свои проблемы: один толще, другой тоньше, один гнется, а другой нет. Иногда попадется сапожная кожа, она толстая очень, но цвет у нее хороший! Приходилось срезать с нее более тонкий слой. Важно, чтобы было ровненько. Еще мне попадалась кожа, которая при высыхании сжимается. Первые разы из-за этого дырки появлялись на картинах. Приходилось переделывать. Пока научилась, пока технологию обращения с кожей освоила, пришла к своим маленьким секретам в этой работе.
У вас много работ Пикассо. Почему такой выбор?
— Мне очень нравится авангард. Не только Пикассо, но и Кандинский. Жаль, что их все не сделаешь, на некоторых картинах изображены сложные мотивы. Меня привлекает контраст, яркие краски, все эти прямые и линии в рисунке. Вспомните Пикассо, «Дружба», какие там цвета потрясающие. Но это не свое, понимаете? Хочется и собственные идеи реализовать. Некоторые идеи я не могла воплотить, потому что у меня не было нужной кожи. Тут мне очень помог центр творчества «Гамаюн». Им с фабрики привезли целый мешок этого богатства, которым мне предложили воспользоваться. Благодаря этому появился ряд картин.
В магазине можно купить..
— В магазине кожа очень дорогая и набор цветов ограничен. Я даже не думала об этом. Мне в принципе хотелось сделать из ничего что-то красивое. Без всяких затрат. Конечно, можно пойти в любой магазин и купить кожу, но мне это не интересно!
Какие идеи хотите воплотить в ближайшем будущем?
— У меня лежит сейчас готовый эскиз Пикассо «Жаклин с цветами». На ней изображена яркая женщина с густыми, черными волосами на контрастах. Еще хочу сделать Кандинского на голубом фоне. Другая моя идея касается коллекции картин о любви, где присутствуют двое. Я уже начала воплощать ее в реальность. Для этой коллекции у меня есть несколько набросков. Например, у Шагала имеются подобные мотивы на картине «Розовые любовники», у Ниязи, работу которого я увидела на марке. Пока из-за выставки пришлось все отложить.
Вам много откликов приходит с выставки?
— Когда появилась первая заметка о моих работах в газете «Аргументы и факты», выставки еще не было. Корреспондент приезжал ко мне домой. После этого ко мне обратилась женщина, которая просила продать ей одну из моих картин. Она хотела увезти сыну в Америку в качестве подарка. И таких случаев было много. В первую очередь ими интересуются для оформления интерьера. Но у меня нет такой идеи — сделать и продать. Нет у меня жажды наживы, как и у моей мамы. Чтобы не продавать малину, она на огород соседских мальчишек запускала, чтобы они ее съели. Моя цель — использовать минимум и создавать при этом прекрасные вещи.
Вы, как творческий человек, как можете оценить культурный уровень Екатеринбурга?
— Я считаю, что в нашем городе одни сплошные самородки! Только их никто не видит и не знает. Это ведь потрясающий город. В Москве привыкли уже, что там достается все легко и просто. Они давно уже хорошо живут, и у них нет надобности крутиться. А мы здесь, на Урале, очень плохо жили. Приходилось все из лоскутков делать, из того, что под рукой найдется. К сожалению, я не знаю, как помочь молодым талантливым людям. Вот, например, эта выставка у меня должна была еще в декабре состояться, а ее постоянно оттесняли и переносили, потому что привезли экспонаты из Москвы. Это неприятно. Само отношение, что московская выставка оказалась важнее.
Как вы считаете, творческим людям нужно уезжать в Москву из Екатеринбурга, чтобы подняться?
— Зачем? А как там подниматься? Говорят, там престижно, но, когда я ездила в столицу, посетила местный музей прикладного искусства. Оказалось, что разместить свои работы в таком столичном музее очень дорого. Там не развернуться, а в Екатеринбурге есть возможность открыть свою экспозицию бесплатно. Показать ее людям. В Москве себе и имя не сделать, там сейчас имен столько, что среди них человек сразу потеряется.
Ольга МАСЛОВА
Смотрите также:
- Уральский художник Владимир Кошелев - и картину написать, и носки связать →
- Живописец и график Светлана Зверович - о жизни и творчестве со смыслом →
- «Люблю спонтанность, искру!» →