Сама Светлана - известный живописец и график - признаётся: «Мои работы - это не натурные работы. В них много эмоций, а в чём-то они даже фантазийные».
Детали в помощь
Кристина Шабунина, «АиФ-Урал»: Светлана, вы представили в Екатеринбурге выставку «Как звучен в чуткой тишине…», посвящённую Крыму. Поправьте меня, если я не права, но мне показалось, что детали, нюансы занимают особое место в вашем творчестве.
В каждой из моих работ присутствуют элементы архитектуры. Они помогают наиболее ёмко передать суть изображения.
- Смысл, которым вы наполняете ваши работы, как-то связан с отражением в них гражданской позиции?
- Творчество, я считаю, свободно от всего, а потому я разделяю его и любые жизненные мотивы. Искусство - это искусство, а политика - это политика. Я считаю, что творчество всегда должно быть вне политики. Советский период, когда надо было соответствовать многочисленным стандартам, наверное, так и не позволил многим ярким художникам проявить себя в полной мере, ведь надо было работать строго по указке.
Пусть даже деревня
- Процесс создания живописных и графических работ для многих людей - загадка. И правда, вот как можно взять - и с чистого листа создать что-то новое, яркое, красивое? Что вдохновляет вас на творчество?
- Я стараюсь много путешествовать. Несколько раз в год мне нужно обязательно где-то побывать, чтобы получить нужные эмоции и впечатления. Не важно, где это - пусть даже выезд за город… Если ты уехал и сменил привычную, обыденную обстановку на что-то другое - всё, уже полёт фантазии, уже творческие процессы. Меняются ландшафты - меняется состояние. Когда видишь что-то необычное или просто то, от чего уже давно отвык, это и является толчком для полёта фантазии.
Тому пример - графическая серия о Крыме. Многие работы в ней посвящены Балаклаве. Меня очень впечатлил этот яркий, приморский город - уютный, с живописной набережной и удивительно красивой архитектурой, которая плавно уходит в горы, покрытые снегом. Там завораживает буквально всё.
- Наверное, работать в Крыму было не слишком удобно. Всё-таки зимнее море и горы не располагают к длительной работе на пленэре.
- Работать в Крыму зимой сложно, там очень ветрено. А потому на выставке нет ни одной натурной работы. Более того, в них очень много впечатлений и тех деталей, которых, возможно, на самом деле и не было. Мне достаточно поездить по местам, сделать эскизы, наброски, а основную работу я делаю в мастерской в Екатеринбурге. Например, несколько работ из этой серии придуманы, но они создают образ Крыма. Возможно, человек, который хорошо знает полуостров, где-то бы со мной и поспорил. Но это мой Крым. И я его вижу именно так.
Восторг от сущего пустяка
- Светлана, вы долгое время занимались живописью, а потом перешли на графику. Что повлияло?
- Я сделала много выставок как живописец, а последние три года плотно занимаюсь графикой. Но это не значит, что живопись я оставила полностью. Мне всегда всё интересно, хочется много чего попробовать, и, я думаю, это не предел того, что я сделала в своей жизни. Впереди у меня большие планы. Кстати, я заметила, что графика меняет живопись. Возвращаясь к холстам, живопись становится уже другой.
- Вам многое интересно. Слышать это даже несколько удивительно, ведь в наш век люди привыкли всё больше жаловаться - на скуку, отсутствие времени и т.д. От чего заряжаетесь?
- Когда человек начинает уходить в проблемы, зацикливаться на негативе, всё это нарастает как снежный ком и становится ещё хуже. Я стараюсь мыслить всегда позитивно. Получаю кучу эмоций от поездок по Европе и нашей стране. Очень люблю ездить к морю - оно всегда необычное и впечатляющее. Кроме того, мне интересен зимний пленэр. Как-то зимой я ездила в санаторий под Ирбитом. До Нового года - каких-то несколько часов, вокруг лес, снег и темнота, а я с восторгом звоню своим знакомым - поделиться эмоциями. Такой класс! Хотя, казалось бы, это просто Ирбит. Художник всегда найдет эмоции, потому что ищет их. К сожалению, не многие к этому стремятся - им надо, чтобы другие их развлекали.