Театр кукол - дело нешуточное

   
   

Театральная публика на Среднем Урале особенная: искушенная, требовательная. Абы чем ее не удивишь. Об этом, в частности, говорит гость «АиФ-Урал» главный режиссер Екатеринбургского театра кукол, заслуженный артист России Евгений СИВКО.

Переворот

Беседовать мы начали с постановки «Садко», что не удивительно. Фантазия по мотивам произведений Римского-Корсакова - одна из визитных карточек предстоящего юбилейного сезона театра.

- Евгений Владимирович, многочисленные визуальные эффекты, новейшие технологии, использованные в «Садко», - это в угоду зрителям?

- Нет… Движение к синтезу жанров идет уже давно. А Театр кукол Урала всегда был передовым. Скажем, где-то в 70-х годах именно наш театр совершил переворот. Актеры вышли из-за ширм, начали ломаться стереотипы. Дело в том, что после революции кукольный театр в угоду пролетарскому искусству наделили клише, которое распространилось абсолютно на все города. В итоге все театры, по сути, пародировали один театр - театр Образцова. Достаточно консервативный: ширма и куклы определенной системы.

Наш же театр стремится к универсализации. Скажем, в «Садко» у нас используются куклы всех систем, в том числе теневые. Более того, механика некоторых кукол вообще до этого не использовалась нигде, она «заточена» именно под конкретное действие. Так что этот спектакль экспериментальный, и опыт, при работе над ним накопленный, потом пригодится. Например, художники-осветители до сих пор никогда не сталкивались с системами диодных прожекторов. А это еще и экономически оправдано. Электроэнергии уходит раз в 10-15 меньше, при том что один такой прожектор заменяет все цвета радуги.

Это технология, а содержание… Хотелось взять классическую вещь и переработать ее для детей. Многие театры у нас в России стремятся ставить какие-то зарубежные вещи, но ведь есть свои великолепные сюжеты. Кстати, для работы над спектаклем изучались фрески, рисунки, археологические находки…

- То есть кукольный театр - дело серьезное.

- Нешуточное. И достаточно дорогое. Но без экспериментов будет топтание на месте.

   
   

- Не планирует ли театр возрождать наследие? Может быть, классические спектакли 30-х годов?

- Мы делали такие попытки. Скажем, у нас был вечер, посвященный первой актрисе театра Анне Заякиной. Я изучал довоенную историю театра, мы подняли и задействовали старые куклы, старые пьесы. Может быть, это выльется в какой-то спектакль… Очень было интересно понять, как в то время работали. В чем-то наивно. Но ведь и мышление было другое. Представьте, обычная сказка «Колобок» была посвящена комсомолу и борьбе с буржуазией.

Есть, конечно, и классические спектакли. Мы сейчас будем восстанавливать «Носорог и жирафа» Гюнтера. В 70-х годах он шел по всей стране. Это то, что востребовано и зрителями и нами. Без всякой идеологии, нормальный, классический сюжет для детей. Восстановим кукол, там очень хорошие марионетки, и для маленького зрителя будет самое то.

Кто спасет мир?

- Кадрового голода вы не испытываете?

- Нет, у нас редкий театр, в котором нет проблем с актерами. Скажу больше, у нас есть возможность выбора, поверьте, даже москвичи не могут себе такого позволить. У нас же, на Урале, своя школа - Театральный институт. Это во-первых. А во-вторых, играет свою роль известность театра.

В нормальном кукольном спектакле должны использоваться элементы других жанров: и балет, и клоунада, и т. д. В этом (и других отношениях) у нас очень сильная труппа.

- Евгений Владимирович, помимо «Садко», чем порадуете в новом юбилейном сезоне?

- Уникальным совместным проектом театра и лучших джазовых музыкантов города «ISTA QUETRO». Давно о нем мечтал! Актеры с куклами, актеры-мимы, актеры, которые занимаются клоунадой, и тут же джаз-музыканты. Это будет история человеческих отношений, человеческих судеб - от музыки рождаются картинки. Идея такая, что в любой предмет можно посредством музыки вдохнуть жизнь. Сейчас уже идут репетиции. Не знаю, что получится… Но этим мы хотим открывать сезон. Ожидаем, что придет серьезная, солидная публика, любители джаза.

Детей, помимо «Садко», ждет «Маленькая Баба-яга» - наша весенняя премьера. Огромный спектакль с музыкой, танцами, песнями. А там уж и к Новому году надо подходить, творить волшебство, экспериментировать. Я взял за основу «Алису в стране чудес» Кэрролла и попробую сделать чудеса театра кукол. Детям придется пройти вместе с Алисой много серьезных (а не условных) препятствий. И Алиса, конечно, в очередной раз спасет мир.

- Сегодня часто в адрес молодежи говорят: «Они другие». Вы ощущаете, что ваша юная публика меняется?

- Это происходит время от времени. Сегодня они такие, как были лет двадцать назад. А было время, когда они были довольно агрессивны и… просто невыносимы (это я, конечно, не о малышах). Думаю, это связано с проблемами в стране, в обществе.

А вот что явно ощущается - это разница зрителей в Екатеринбурге и в других городах. В Екатеринбурге публика знает театр, соответственно, она очень требовательна. Это естественно, так исторически вышло, что у нас очень театральный город. Не случайно на «Золотой маске» бесконечно звучит: «Екатеринбург».

ДОСЬЕ

Евгений Владимирович СИВКО родился 19 августа 1973 года в г. Фрунзе. Окончил Екатеринбургский государственный театральный институт. С 1994 года - актер-кукловод Екатеринбургского театра кукол. Сыграл более 20 ролей. Режиссер-постановщик спектаклей «Новогодняя сказка Сверчка», «Изумрудный город в стране OZ», «Снежная королева» и др. С 2008 года - главный режиссер театра. Лауреат премии «Браво!», фестиваля театров кукол «Петрушка Великий».

Смотрите также: