Примерное время чтения: 9 минут
137

Андрей Шишкин: «Живу октябрем 2012-го года»

«Фигаро» здесь, «Фигаро» там…

- Андрей Геннадьевич, совсем скоро театр, который в 2012 году отметит столетний юбилей, открывает новый сезон. Наверняка готовите сюрпризы?

- Начну с гастролей, которые были в 99-м сезоне и предстоят театру в юбилейном. Новый год мы встретили в Китае, где были месяц. Затем, не возвращаясь в Екатеринбург, вылетели в Анкару, где выступали с балетом «Любовь и смерть». Причем, выезжал и коллектив балета и оркестр по настоянию Палада Бюль-Бюль Оглы, который помог в организации этих гастролей. С 18 по 20 сентября нам предстоит поездка в Баку, также со спектаклем «Любовь и смерть». 24 - 25 сентября мы открываем сезон премьерой оперы «Князь Игорь». На следующий день балетная труппа уезжает на гастроли в Сараево. Наверное, из Сараево наши танцовщики поедут на фестиваль в Донецк. А тем временем оперная труппа, хор и оркестр выезжают на гастроли в Бангкок.

- Чрезвычайно плотный график!

- Это еще не все. Семь гастролей за год! Шесть контрактов заключено – билеты выкуплены, идут переговоры о поездке в Донецк. А география какая!

В Бангкок выезжает 186 человек. Декорации уже уехали: железной дорогой, потом морским контейнером – на это 40 дней минимум уйдет. Будут представлять «Царскую невесту», «Свадьбу Фигаро»… В рамках этих же гостролей нас ждет совершенно необычый проект «Голубая планета» Би-би-си, премьера которой состоялась в январе в Лондоне. Это будет первое исполнение вне столицы Великобритании. Представьте, подводный мир показывается в формате 3D, при этом идет рассказ на английском языке, который сопровождается музыкой современных композиторов в исполнении нашего оркестра и хора. «Фишка» в том, что наше исполнение должно строго соответствовать тому, что происходит на экране. Сопровождение отличное, европейская музыка...

А в декабре коллектив оперы вместе с хором выезжает на гастроли на Тайвань, где предстоит дать семь представлений оперы «Травиата».

Очевидно, что и в сотом сезоне будет много гастролей.

- А уральская публика при этом не пострадает?

- О наших зрителях мы думаем прежде всего. Во-первых, у нас уже сейчас балеты продаются. Во-вторых, когда мы будем выступать на Тайване, оркестр будет здесь – будем показывать балеты. Когда же коллектив балета находится на гастролях, в Екатеринбурге работает оперная труппа. И так далее. Мы смогли так организовать процесс, что опера компенсирует балет, и наоборот.

Кроме того, моя задача состоит в том, чтобы коллективы выезжали равномерно, чтобы не было обиженных, ведь любые гастроли – это возможность посмотреть мир.

Что касается новых постановок. 24-25 сентября, повторюсь, официальное открытие сотого театрального сезона – Бородин «Князь Игорь». Последняя версия которого оперы шла в репертуаре больше десяти лет: декорации, сценография, режессура утарели… К сотому сезону все обновили, потому что опера востребованная, она всегда собирала публику. Поэтому было стремление этот спектакль поставить принципиально по-новому.



29 февраля – исполняется 220 лет Джоаккино Россини. Его в нашем репертуаре нет, мы осознанно долгое время занимались воссозданием русского оперного репертуара: «Снегурочка», «Пиковая дама», «Царская невеста», «Руслан и Людмила», «Князь Игорь»… Но считаем, что необходимо исполнять и мировой репертуар, который долгое время был представлен одним Верди. Так что в этой ситуации Россини будет уместен.

«Граф Ори» Россини - опера любовная, игровая, комическая, в отличие от «многонаселенной» оперы «Князь Игорь» с серьезным сюжетом, смертями, страстями. В России о эта опера не ставилась. Исполняется она на французском языке.

Свежие силы

- Кто ее будет ставить?

- Игорь Ушаков из Большого театра. Он у нас ставил рождественский концерт в прошлом году, и смог подать, казалось бы, пестрый вокальный материал свежо и необычно. Просто удивил! Так вот он режиссер, он предложил постановщика- художника из театра Ленком. Наверное, при постановке Россини будет меняться эпоха и место действия. События происходят в 1200 году. А это, вы понимаете, ботинки с острыми концами, это бритый у женщин лоб… и тому подобное. Поэтому эпоху «сдвинем», чтобы это были исторические костюмы, но более «смотрибельные».

Затем предстоит поставить балет. Есть такая форма, когда берут за основу оперу, переписывают вокальный голос, заменяя его инструментальным… Вот мы и хотим сделать балет на музыку Доницетти «Любовный напиток». История сохраняется та же самая, но либреттист будет ее дописывать, используя массу других персонажей. Балет ведь массовое искусство. У нас, например, в балетной труппе 89 человек и необходимо их всех занять.

А в следующем сентябре мы откроем сезон оперой «Борисом Годуновым». Ставить его будут Александр Титель и Михаэль Гютлер.

А в грядущем июне мы с «Князем Игорем» выезжаем на фестиваль в Турцию. Хороший фестиваль, курортная зона, хорошее посещение иностранной публикой, древний амфитеатр на пять тысяч мест… Возможно, мы повезем туда еще и «Любовь и смерть».

Ну и потом, в октябре 1912-го года, фестиваль, посвященный столетию театра. Приблизительно, он будет построен так: «Борис Годунов » с гостевыми солистами, гала-концерт артистов балета с гостевыми исполнителями, «Князь Игорь», концерт – поздравление екатеринбургских театров в виде капустника, может быть, «Граф Ори», если мы найдем солистов из Италии, и общий гала-концерт.

- Судя по календарю, который перед вами на столе…

- Я живу октябрем 2012 года.

- А труппа как реагирует на приглашенных дирижеров,режиссеров,балетмейстеров?

- Труппа сказала: «Долгие годы мы не знали, что существует мир за пределами одного главного дирижера». А он существует этот мир. Хуже или лучше, но он интересный. Это европейская и мировая практика – существование в культуре универсальности, космополитизма.

Такая разная публика

- У театра столько гастролей. Можете сказать, различие публики чувствуете?

- Да, она очень различается. Есть за рубежом публика изысканная, но холодная. Такие люди хорошо разбираются в музыке, для них естественным является ходить в театр. Залы всегда битком. Публика всегда очень хорошо реагирует, как на неудачи, так и на блестящие выступления. Но при этом они аскетично холодны. Поаплодировали, встали и ушли. В Екатеринбурге публика, конечно же, теплее. Трудно сказать, с чем это свазано, но артисты обращают на это внимание. Артистов балета всегда после выступления у служебного входа встречают поклонники.

- Андрей Геннадьевич, известно, что театр пережил непростые времена «перестройки». Сегодня атмосфера в коллективе нормализовалась?

- Мне кажется, да. Приведу пример. Когда все было трудно, с солистами происходило следующее. Была система оплаты труда, которая подразумевала некие обязательные нормы. Что делали люди? Они подговаривали, чтобы было много вызовов на сцену – тогда шла переработка норм. А те, кто знал, что норм не выработают, брали больничные. И когда вывешивались приказы о новых назначениях на спектакль, заходили и говорили: «Это не мой голос, я не буду здесь петь, уберите из приказа». И самое трудное было сломать вот эту психологию.

Сейчас ситуация другая. Когда вывешивается приказ, начинаются споры: «А почему меня нет? Послушайте меня! Я хочу петь эту партию!».

- Здоровая конкуренция.

- Да! И это самое главное. Может быть, это даже деньгами и не решить, нужна работа с людьми.

Или еще пример. Пять лет назад впервые поехали на гастроли в Португалию (до этого десять лет никуда не ездили!). У актеров было ощущение, что на них прольется долларовый дождь. Ну, кто нас знал? О чем говорить?

А потом постепенно, когда раз съездили, два, три, поняли, что театр должен выезжать на гастроли не потому, что это способ заработать деньги. Это возможность получить оценку иной аудитории, возможность получить отзывы иностранной прессы, возможность познакомиться с импресарио… Я вообще считаю, что театр должен стоять помимо текущего репертуара на двух столпах – это регулярный выпуск новых спектаклей и регулярные гастроли. Мы должны ездить везде и всюду. Чуда не бывает! Если ты не выезжаешь никуда, блестяще нигде не выступишь. Ездишь много – начинают сыпаться предложения. Что и получилось. Семь гастролей за год – это не случайно. Мы подошли к такому состоянию, когда начнем выбирать, куда поехать, а куда нет. Чего и добивались.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах