Человек с Луны. На фестивале «Россия» показали «другого» Алексея Балабанова

Кадр из фильма "Балабанов. Послесловие". © / Из архива

В рамках 35-го фестиваля документального кино «Россия» в Екатеринбурге зрителям представили картину режиссёра Константина Смилги «Балабанов. Послесловие». Картина об авторе культовых фильмов «Брат» и «Брат-2» вызвала в зале дискуссию: такого Балабанова зрители ещё не видели. Подробности — в материале ural.aif.ru.

   
   

С ним что-то произошло

Режиссёра Константина Смилгу (Москва) отечественному зрителю представлять не надо: свой первый фильм — «В сетях одиночества» — он снял ещё в 2011 году. Документалист специализируется на жанре биографии. В списке его работ — кинокартины о Петре Мамонове, Сергее Бодрове, Юлиане Семёнове, Леониде Ярмольнике. «Балабанов. Послесловие» — последняя работа режиссёра.

Смилгу нельзя назвать первопроходцем: до него документальные фильмы и телепередачи о Балабанове снимали режиссёры Дарья Иванкова, Людмила Снигирёва, Любовь Аркус и другие авторы. Памяти Балабанова посвящён художественный фильм Юрия Быкова «Дурак». Тем не менее картина Смилги имеет право называться оригинальной, если не уникальной. Она представляет собой своеобразную «солянку»: большое интервью с режиссёром, кадры из его работ, фотографии, отрывки из дневника, цитаты.

История фильма такова: в ноябре 2011 года, примерно за полтора года до смерти Балабанова, съёмочная группа сделала с ним интервью для документального фильма «Сергей Бодров. Где ты, брат?». После этого Алексей Октябринович пригласил их в гости, сел на свой любимый диван, беседа продолжилась и продлилась в общей сложности около чётырёх часов. Вопросы задавали журналист Марина Леско и Константин Смилга.

Известно, что Балабанов не любил давать интервью, на вопросы представителей СМИ отвечал скупо и односложно, был в этом плане очень закрытым человеком. Однако в этот раз с ним что-то произошло. Он откровенно говорил о себе, своих друзьях и коллегах, рассуждал о кино, о творчестве и о боге, очень тепло вспоминал Сергея Бодрова, счастливые и печальные моменты своей жизни, давал оценку артистам, с которыми работал (иногда нелицеприятную). Он рассказал, как пришёл к православию, за что уважает бандитов, почему после пятидесяти уже не стоит снимать кино.

Его ответы часто были афористичны. Например: «Есть люди, которые делают кино просто так, из воздуха. А я — из себя». В те дни у режиссёра явно был творческий кризис: он с каким-то безразличием говорил о своём будущем, о смерти. Фильм получился грустным, но одновременно — светлым.

«Это фильм о личности»

Между тем зрители приняли картину неоднозначно, причём дискуссию вызвал не столько документальный фильм, сколько личность главного героя. Что вполне объяснимо: Алексей Балабанов — режиссёр для Урала особый. Во-первых, он наш земляк. Во-вторых, его талант и авторский стиль, несомненно, формировались в конце 80-х в Свердловске. Речь идёт о трёх короткометражках, снятых им на Свердловской киностудии: «Раньше было другое время» (1987), «У меня нет друга» (1988), «Настя и Егор» (1989). В 1990 году Балабанов окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров и перебрался в Ленинград, однако значительная часть уральцев считают его «своим».

   
   

После киносеанса люди делились впечатлениями:

Очень интересно. После просмотра фильма о Балабанове, мне захотелось пересмотреть все его картины. Но мне показалось, что вышло мрачновато.

К сожалению, Балабанов слишком рано ушёл из жизни, не успев в полной мере себя реализовать. Он мог сделать гораздо больше. Фильм «Брат» был настоящим культурным прорывом для России, для кинематографа. Кому-то он может нравиться, кому-то нет, но это был совершенно новый герой. И мы должны гордиться нашим земляком. Со временем его картины оценят иначе, чем мы, но главное, что их будут смотреть.

«Мрачность в кинокартине идёт от самого Балабанова, — считает режиссёр-документалист Александр Наговицын. — Я ценю его творчество очень высоко. Я не знал его лично, видел только один раз в коридоре киностудии. В те годы он был совсем не такой опустошённый старик, каким выглядит в фильме. Но моим близким другом был учитель Алексея — Леонид Гуревич, мы говорили с ним о нём. Я дружил с товарищем Балабанова — поэтом Александром Верниковым, рано ушедшим из жизни. Помню его фразу: «Мы и не знали, что Балабанов способен так интересно мыслить».

Считаю, что Алексей Балабанов — это человек с Луны, причём с обратной её стороны! Сам я не буду там никогда: я не был в Афганистане, у меня другая система ценностей, не связанная с бандитами. Но картина Константина Смилги — о личности. И, возможно, за последние тридцать лет это самая интересная личность в отечественном кинематографе. Наверное, я ещё не раз посмотрю некоторые фильмы Балабанова, хотя и не факт, что я их полюблю«.

Тот, кто ищёт правду

«Можно сказать, что картина об Алексее Балабанове для меня родная, потому что много лет назад на работу меня принимал его папа — Октябрин Сергеевич, который тогда был главным редактором научно-популярных фильмов на Свердловской киностудии, — рассказал режиссёр, сценарист, доцент кафедры режиссуры Института кино и телевидения Андрей Железняков. — Фильм Константина Смилги мы можем назвать „кинематографом“ с большой натяжкой. В общем-то это два больших интервью, которые перемежаются кадрами из фильмов Балабанова и отрывками из его дневников. Тем не менее я очень рад, что картину допустили на фестиваль, потому что в ней ярко проявляется личность главного героя. Он очень искренний, открытый, говорит то, что думает.

Хотим мы этого или нет, но камера открывает нам другую, невидимую сущность человека. Лично я не ожидал увидеть такого Балабанова. С ним можно не соглашаться, но это человек самостоятельно мыслящий, думающий, совершающий поступки. Искусство не даёт ответы, оно ставит вопросы. После просмотра фильма Смилги я стал по-другому относиться к фильму „Брат“. Данила Багров — обаятельный, добрый, по сути, человек. Он убивает много людей, но — парадокс: мы ему симпатизируем, воспринимаем его как положительного персонажа!»

По словам эксперта, Балабанов — великий художник, потому что лучше него бурные 90-е в кино не отобразил никто: «А мы на Урале очень хорошо помним это время. Режиссёр смог передать эту совершенно жуткую эпоху, однако подчеркнул, что над оценкой её нужно думать. Есть афоризм: держись за того, кто ищет правду, но беги от того, кто её нашёл. Данила Багров и его создатель Алексей Балабанов, при всём своём пессимизме и опустошённости, — это люди, ищущие правду. Они её так и не нашли, но, возможно, нам с вами повезёт больше...»

Кстати
Фестиваль документального кино «Россия» проходит в Екатеринбурге с 1 по 6 октября. Это один из самых представительных форумов документалистики в стране. В 2024 году в программу фестиваля отобрано 35 фильмов режиссёров из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Минска, Краснодара и Красноярска.