Три вечера в Свердловской государственной академической филармонии ожидается фейерверк страстей. Именно так окрестил фестиваль «Денис Мацуев представляет…» сам знаменитый пианист. Сегодня, в день первого «залпа», Денис Мацуев «солировал» в Доме журналистов, где рассказал…
О молодых талантах
Мой роман с Екатеринбургом длится уже 20 лет, и каждый приезд в этот город для меня – новый любовный поворот. Здесь удивительная, одна из самых понимающих в стране, публика, потрясающие традиции. И, конечно же, визитная карточка Свердловской области – Уральский филармонический оркестр, который я очень люблю, с которым мы очень много гастролировали. Поэтому проведение фестиваля «Денис Мацуев представляет…» именно в Екатеринбурге вполне закономерно.
Фестиваль очень интересный, прежде всего тем, что основной акцент в нем делается на поиск новых талантов. Как известно, есть фонд «Новые имена» – наша семья, которая нас всех нашла, собрала мое поколение со всего могучего Советского Союза благодаря Иветте Николаевне Вороновой. Это наша вторая мама, к сожалению, она уже ушла из жизни. Я считаю, что это наша миссия – искать новые имена по всей стране. Мы уже посетили больше 70 регионов, и каждый год загораются удивительные искорки, фантастические молодые таланты.
В минувшем ноябре, например, когда я был на Среднем Урале на гастролях, мы поехали в Нижнюю Туру, где выступали дети со всей области. Я был поражен! Уровнем исполнения, владением инструментом, уверенность на сцене. Было ощущение, что передо мной готовые артисты.
Сейчас, на фестивале, мы будем вручать молодым талантам наши стипендии, поездки в летнюю творческую школу в Суздаль – удивительная школа, через которую прошло все мое поколение. Кроме того, будет гала-концерт, на котором мы услышим этих замечательных ребят.
Признаться, я не беспокоюсь за молодые таланты, это поколение, которое невозможно перехвалить. Они рациональные, в хорошем смысле слова. Они знают, что им нужно и позаниматься на инструменте, и почитать книгу, и сходить в театр, в кино, и позаниматься спортом. Они владеют несколькими иностранными языками. У них даже реакция другая – они знают, даже если сегодня у тебя успех, завтра нужно подходить к инструменту и заниматься. У них великолепное самообладание – зал консерватории, прямая трансляция и хоть бы один сбился! Играют идеально, как будто на пластинке. В конце концов, у них феноменальное чувство юмора! Я иногда просто в шоке от этого поколения 12,13,14-летних. Фейерверк! И я очень рад, что именно им мы открываем наш фестиваль в Екатеринбурге.
О джазе
22 июня на фестивале будет джазовый вечер, где мы преподнесем публике сюрпризы. Будем совмещать несовместимое. Эту программу мы уже сыграли в Кремле. Был большой успех.
Джаз – это для меня вторая любовь. Это не только музыка. Это жизнь, поступки, все что угодно. Все великие классические дирижеры, с которыми мне доводилось играть, – джазмены. Мы с ними импровизируем на сцене. Мы с ними движемся вместе. А отличительная черта самых больших дирижеров – предвкушение движение солиста. Я люблю сиюминутное озарение – это и есть джаз. Мне это передал мой папа, который потрясающий джазмен. Мне это помогает и в жизни тоже, потому что… Как в фильме «Мы из джаза»: «Что такое импровизация? Это полет твоей души».
О «лечении» музыкой
Я играю 260 концертов в сезон, 40% – в России, 60% – за границей. Мне, по большому счету, все равно, где выступать и для кого. Я одинаково выкладываюсь в любом зале мира. И нигде я не чувствую никакого антагонизма: залы переполнены, пресса блестящая, никаких провокаций никогда не было. И не будет, я уверен в этом. Музыка является тем терапевтом, который способен «вылечить» любые разногласия. Постой пример. Я открываю сезон в Израиле, в Тель-Авиве с их потрясающим филармоническим оркестром. Шесть концертов подряд, зал каждый раз переполнен – евреи и арабы сидят вместе. Так может происходить именно на концерте классической музыки, любые конфликты остаются за стенами зала. Это очень показательно. Классическая музыка способна успокоить людей, «вылечить». Вспомните концерт Мстислава Ростроповича у Берлинской стены – сидел на табуреточке, играл сюиту Баха. Или знаменитые документальные кадры – Эмиль Гилельс играет на грузовике для наших солдат прелюдию Рахманинова. Опять же недавний пример Валерия Гергиева…
Это абсолютно правильно приглашать на концерты классической музыки публику, которая ни разу не была там. Одно из самых больших завоеваний в нашей стране за последние 15-20 лет – рождение нового поколения публики, которая приучена ходить на концерты классической музыки. Не из под палки, а по зову сердца. Такого нет ни в Нью-Йорке, ни в Берлине, ни в Лондоне – там в залах в основном «седые головы». Это хорошо, я люблю свою почтенную аудиторию. Но в России пол зала – молодые лица, я считаю – это победа.
О звездной болезни
Мои родители приучили меня относится к о всему с глубочайшей самоиронией. Будь то похвала, будь то критика. Родители мне расслабиться не дают. Даже после самого успешного концерта, про который самые читаемые газеты мира пишут: «Это был лучший концерт сезона», я прихожу в отель и слышу от родителей совсем другие слова. Они это делают не для профилактики (хотя это тоже возможно), а потому что они знают, как я могу играть, знают мои возможностями.
Между тем, звездная болезнь бывает у родителей чаще, чем у их чад. С этим, конечно, надо работать. Все начинается с родительского внимания и с понимания, как нужно ребенка развивать. Не заниматься с ним по 12 часов, если это не нужно, не вдалбливать, что он звезда. Правильный подход – это целое искусство.
О национальности
Сибиряк – это национальность. Как рыбак видит рыбака издалека, так и мы сибиряки. Если где-нибудь на концерте за границей ко мне подходит человек и говорит, что он из Сибири (а тем более из Иркутска), он автоматически становится моим родственником. У нас вообще девиз: «Не обижай и помогай!». К счастью, этот лозунг наследует и новое поколение, родившееся в Сибири.
Уральцы нам очень близки по духу. Я обожаю играть в Екатеринбурге! Для меня гастроли здесь – отдых и очередной экзамен одновременно. Я выхожу здесь на сцену, с одной стороны, как в первый раз, с другой, как в последний. Каждый выход на сцену филармонии Екатеринбурга для меня огромная ответственность. Но волнение для меня – это не трясущиеся коленки, а кипение! Это вулкан внутри меня.
О музыке
Я счастливый человек. У пианистов громадный репертуар, каждый день мы можем учить с оркестром новую концертную программу. Не хватит движения, чтобы все сыграть. Каждый день я просыпаюсь и хочу сыграть что-то новое. Я могу это сделать для себя, но выносить на сцену не могу, потому что чувствую – нет еще той любви, которая должна произойти. Когда меня спрашивают, какую я музыку люблю, отвечаю – ту, которую играю сегодня вечером. Без любви, без романа, без страсти невозможно выходить на сцену и делиться своими чувствами с публикой.
Когда я учил концерт Брамса, текст, голые ноты я выучил за три дня. Но по-настоящему прожить, пронести его через себя получилось только через год – тогда и начался большой роман. С концертом Прокофьева тоже самое.
Я был самым счастливым человеком, когда в Иркутске в 13-летнем возрасте сыграл концерт Рахманинова. С тех пор началась огромная история. Рахманинов для меня – икона. Это человек, который был гениален во всех трех ипостасях: как пианист, как композитор, как дирижер.
О плохом настроении
Когда плохо, я хочу играть что-то веселое, я хочу играть Фигаро. После каких-то неприятных моментов, я никогда не ухожу в себя.
О мудрости
Никогда не забуду, когда Иветта Николаевна Воронова приехала в Иркутск. 15 мая 1990 года. У меня ответственный футбольный матч во дворе! Я капитан команды, форвард, староста двора! А тут кто-то хочет, чтобы я пошел в филармонию играть. Но мой отец поступил тогда очень мудро. Он мне сказал: «Успеешь так успеешь, нет так нет». И когда я забил победный гол, я понял, что должен идти туда. Взмыленный взбежал на сцену, сыграл прелюдию Рахманинова, свою импровизацию. Иветта Николаевна подошла ко мне: «Киска моя, мы хотим тебя пригласить в Москву». Речь шла о первых выпусках программы «Утренняя звезда». Я сказал: «Спасибо больше». И убежал на футбольное поле, еще не осознавая, что произошел переломный момент в моей жизни.
Смотрите также:
- Людмила Скосырская: «Мы должны говорить с детьми о добре и о мире» →
- Дотанцевались! Уральских танцоров соединила сальса →
- В Японии уральцев встречали как героев →