УралЪский характер. Как литературный «толстяк» стал брендом региона

Журнал «Урал» никому особо представлять не надо, так как он уже много лет является знаковым явлением не только в региональной, но и во всей отечественной словесности. В октябре одно из ведущих литературных изданий празднует своё 65-летие.

   
   

Предвестник «оттепели»

Вообще-то идея с юбилеем у многих вызывает вопросы. «Первый номер журнала, на самом деле, появился на свет в январе 1958 года, – отмечает замдиректора Центра документации общественных организаций Владимир Каплюков. – Но именно в октябре 1956-го вышло постановление бюро Свердловского обкома КПСС об издании «Урала». Мы посоветовались с его нынешним руководителем Олегом Богаевым, и он сказал: чем больше юбилеев – тем лучше!»

Считается, что «Урал» появился как один из предвестников «оттепели», но в первых его номерах было немало произведений «сталинского» характера.

Моя Москва – столица мира!
Здесь, устремляя взгляд в века,
На Старой площади, 4
Живёт,
Работает ЦК…

Эти строки принадлежат перу уральского поэта Ю. Трифонова (не путать с создателем романа «Дом на набережной»). Первым главредом «Урала» был военный корреспондент, детский прозаик Олег Фокич Коряков. Помимо задач творческого, организационного и идеологического плана ему приходилось решать и ряд других проблем. В архивах сохранился протокол № 7 закрытого партийного собрания Свердловского отделения писателей за 16 октября 1958 года. На нём партийный функционер Филипп Ермаш сетовал: «Надо вам, Олег Фокич, кончать с пьянкой. В обком много звонков, писем о поведении Олега Фокича. Прошёл сценарий Щенникова – пьянка с ним, с Брускиным тоже. Вы, Олег Фокич, не просто писатель, а редактор ведущего и серьёзного журнала. Надо с этим покончить раз и навсегда. С Олегом Фокичем говорили не раз, заверял, и вдруг снова. Но так же нельзя. Вы, Николай Алексеевич, тоже прекратите ходить пьяным в редакцию…»

Сохранился и ответ Корякова: «Я не скрывал, что я выпиваю. Это есть. Но меня крайне возмущает, что этому придают грязный оттенок. Я учту и изменюсь».

Участники фестиваля "Толстяки на Урале". Фото: Лёля Собенина

Однако в 1959 году Олега Фокича с его трудной должности сняли (при этом в журнале он остался). Но, судя по всему, не за любовь к зелёному змию, а за то, что он допустил публикацию в журнале очерка М. Гроссмана «Партийные люди», в котором, по мнению членов обкома, «искажалось фактическое положение дел в сельском хозяйстве в Челябинской области». А Ермаш прославился тем, что был одним из свердловских чиновников, непосредственно занимавшихся ЧП на перевале Дятлова.

   
   

От Орла до Берлина

Следующий руководителем журнала стал Г. К. Краснов. К нему было много претензий, что он не писатель, а журналист. Однако именно при нём с 1959-го по 1967 год в «Урале» печатались братья Стругацкие, Лев Аннинский, Эммануил Казакевич. Журнал вышел на всесоюзную арену и встал в один ряд с известными по всей стране литературно-худо­жест­вен­ны­ми изданиями. Впрочем, политическое чутьё Краснову порой изменяло. Так, в феврале 1963 года обком КПСС за публикацию статей Виктора Астафьева и Вадима Очеретина, «содержащих грубые политические ошибки, неправильно освещающих задачи писателей, советской литературы и искусства», сделал Краснову выговор. При этом именно Очеретин сменил его в 1968 году на посту главреда.

Статистика
До 2 млн экземпляров доходил тираж журнала.
С Вадимом Кузьмичом Очеретиным связана целая эпоха в жизни «Урала». Участник Великой Отечественной войны, в 1943 году он добровольцем ушёл на фронт в составе Уральского добровольческого танкового корпуса. Будучи автоматчиком танкового десанта, прошёл от Орла до Берлина и Праги, трижды был ранен. Об Очеретине и его творчестве написано довольно много. Его книги переведены на множество языков, включая болгарский, венгерский, польский, румынский, чешский и китайский.

100-летие со дня рождения Очеретина регион отмечал в июне 2021 года. Но мало кто знает, что в 1984 году Вадим Кузьмич как член Союза писателей СССР и член редакторского комитета журнала «Урал» участвовал в исследовании, итогом которого стал документ «Экспертиза по песням Александра Новикова». В нём были изложены рецензии на каждую композицию с альбома «Вези меня, извозчик». По результатам данной работы было решено, что «автор вышеупомянутых песен нуждается если не в психиатрической, то в тюремной изоляции наверняка». Кстати, соавторами Очеретина в подготовке данного документа стали композитор Евгений Родыгин (создатель знаменитой «Уральской рябинушки») и представитель Министерства культуры СССР Виктор Олюнин.

По всему миру

Рекордсменом по продолжительности руководства журналом стал Валентин Лукьянин, который возглавлял его целых 19 лет. Именно в пору его редакторства тираж журнала приблизился к 2 млн экземпляров! Это был период так называемой «возвращённой» литературы. Письма от читателей шли со всей страны и из-за рубежа.

«Авторы журнала сегодня живут по всему миру, – отмечает заместитель главного редактора «Урала» по вопросам развития Надежда Колтышева. – Но в 90-е ему грозила реальная гибель, и если бы не подвижничество Валентина Петровича Лукьянина, то, возможно, не было бы и журнала. Именно благодаря ему «Урал» находится в уникальном состоянии. Большинство толстых литературных журналов, в том числе в Москве, выживают за счёт грантов. А у нас есть хорошая финансовая база (бюджет региона), журнал котируется на литературной карте страны, нас всегда включают в десятку лучших изданий».

«Литературный журнал «Урал» известен далеко за пределами нашего региона, – говорит руководитель Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) Алексей Гагарин. – С ним связаны судьбы многих известных уральских литераторов: Льва Сорокина, Бориса Рябинина, Вадима Осипова, Натальи Паэгле, Николая Коляды – это далеко не полный список известных свердловчан, документы которых хранятся у нас в архиве».

В 1999 году главным редактором «Урала» стал Николай Коляда, а с августа 2010-го драматурга сменил на этом посту его ученик Олег Богаев, который и руководит им по сей день. Журнал выходит не только в печатном формате, но и в интернете, благодаря чему с новинками уральской, российской и мировой литературы могут познакомиться все желающие.

Фото: Предоставлено организаторами

В конце сентября в Центре документации общественных организаций (Екатеринбург, ул. Пушкина, 22) открылась выставка архивных документов «УралЪский характер», приуроченная к 65-й годовщине постановления бюро Свердловского обкома КПСС об издании журнала «Урал». В экспозиции более 100 архивных документов, фотографий и артефактов.

Кстати
Выставка будет работать до 20 октября 2021 года. Предварительная запись на экскурсии по телефону: (343) 371-54-53

С первого номера

Валентин Лукьянин, бывший главный редактор журнала «Урал» (1980–1999)

– Наверное, я единственный человек, который помнит журнал с первого номера и лично знал всех его руководителей с самого начала издания. Публиковаться я начал не сразу, но значительная и важнейшая часть моей жизни принадлежит «Уралу». Считаю, что это важнейший культурный центр Свердловской области. В своё время тираж издания доходил почти до двух миллионов экземпляров, хотя, конечно, за 65-летнюю историю журнал знавал разные времена.

Помню, как в 90-е, когда всё в стране начало рушиться, у нас в редакции завалялся рулон бумаги. Мы решили издать книгу и заработать какие-то деньги. Но, всё прикинув и посчитав, вдруг поняли, что если продать просто рулон бумаги, то выручка будет больше! В своё время мне чудом удалось уговорить тогдашнего губернатора Эдуарда Росселя, чтобы он взял журнал на казённый счёт. Только благодаря этому «Урал» не погиб.

Необходимо понять, что «Урал» – это не коммерческий проект, а учреждение культуры. Вне журнала каждый писатель или поэт сам по себе. Именно журнал превращает отдельные произведения в большую литературу.

Второй дом

Леонид Быков, доктор филологических наук, профессор УрФУ

Людям свойственно поддаваться магии круглых или полукруглых чисел, а все числа условны, принципиально они ничем не отличаются. Но, по сути, вся культура – это набор условностей! По­этому не так уж и важно, когда отмечать юбилей «Урала» – в нынешнем или 2023 году. Удивительно, но люди, появившиеся на свет вместе с журналом, сегодня уже достигли пенсионного возраста! Однако, по счастью, «Урал» от пенсии далёк. Он продолжает регулярно выходить, радуя нас по­эзией и прозой, публицистикой и критикой. Выход каждого номера говорит нам о том, что высокая словесность в Свердловской области существует! И если своим первым домом я считаю университет, с которым связан более полувека, то вторым домом стал для меня «Урал».

На самом деле журнал – это не только чтение и публикации, но и общение, это люди, которые его создают. Я начал сотрудничать с «Уралом» в эпоху Вадима Очеретина. Мне не всегда были близки его эстетические и политические позиции, но я чувствовал его тёплое расположение ко мне. Кроме того, в своё время прибавка к зарплате от гонораров «Урала» была для меня достаточно существенной. Помню, как в конце 80-х я напечатал в журнале большую статью, посвящённую трагедии 1937 года. А через несколько недель мне звонят из редакции и говорят: тебе пришла посылка из Курска. Я очень удивился, потому что никого в этом городе не знал. В посылке было несколько килограммов гречки, что-то ещё, а в прилагающемся письме было сказано примерно следующее: «С интересом прочитали вашу статью. Знаем, что на Урале сейчас живётся очень голодно, думаем, что продукты будут вам не лишние». Этот своеобразный «гонорар» от совершенно незнакомых людей был мне очень дорог.

Отмечу также, что печататься в «Урале» мне нравилось больше, чем писать различные учёные статьи. Почти все знаковые фигуры нашей литературы прошли через этот журнал. К нашим властям можно относиться по-разному. Но экс-губернатор Эдуард Россель когда-то сказал: «Урал» нужен региону», а его преемники это его решение ревизии не подвергали. И этот факт говорит о многом...