Журнал «Урал» никому особо представлять не надо, так как он уже много лет является знаковым явлением не только в региональной, но и во всей отечественной словесности. В октябре одно из ведущих литературных изданий празднует своё 65-летие.
Предвестник «оттепели»
Считается, что «Урал» появился как один из предвестников «оттепели», но в первых его номерах было немало произведений «сталинского» характера.
Моя Москва – столица мира!
Здесь, устремляя взгляд в века,
На Старой площади, 4
Живёт,
Работает ЦК…
Эти строки принадлежат перу уральского поэта Ю. Трифонова (не путать с создателем романа «Дом на набережной»). Первым главредом «Урала» был военный корреспондент, детский прозаик Олег Фокич Коряков. Помимо задач творческого, организационного и идеологического плана ему приходилось решать и ряд других проблем. В архивах сохранился протокол № 7 закрытого партийного собрания Свердловского отделения писателей за 16 октября 1958 года. На нём партийный функционер Филипп Ермаш сетовал: «Надо вам, Олег Фокич, кончать с пьянкой. В обком много звонков, писем о поведении Олега Фокича. Прошёл сценарий Щенникова – пьянка с ним, с Брускиным тоже. Вы, Олег Фокич, не просто писатель, а редактор ведущего и серьёзного журнала. Надо с этим покончить раз и навсегда. С Олегом Фокичем говорили не раз, заверял, и вдруг снова. Но так же нельзя. Вы, Николай Алексеевич, тоже прекратите ходить пьяным в редакцию…»
Сохранился и ответ Корякова: «Я не скрывал, что я выпиваю. Это есть. Но меня крайне возмущает, что этому придают грязный оттенок. Я учту и изменюсь».
Однако в 1959 году Олега Фокича с его трудной должности сняли (при этом в журнале он остался). Но, судя по всему, не за любовь к зелёному змию, а за то, что он допустил публикацию в журнале очерка М. Гроссмана «Партийные люди», в котором, по мнению членов обкома, «искажалось фактическое положение дел в сельском хозяйстве в Челябинской области». А Ермаш прославился тем, что был одним из свердловских чиновников, непосредственно занимавшихся ЧП на перевале Дятлова.
От Орла до Берлина
Следующий руководителем журнала стал Г. К. Краснов. К нему было много претензий, что он не писатель, а журналист. Однако именно при нём с 1959-го по 1967 год в «Урале» печатались братья Стругацкие, Лев Аннинский, Эммануил Казакевич. Журнал вышел на всесоюзную арену и встал в один ряд с известными по всей стране литературно-художественными изданиями. Впрочем, политическое чутьё Краснову порой изменяло. Так, в феврале 1963 года обком КПСС за публикацию статей Виктора Астафьева и Вадима Очеретина, «содержащих грубые политические ошибки, неправильно освещающих задачи писателей, советской литературы и искусства», сделал Краснову выговор. При этом именно Очеретин сменил его в 1968 году на посту главреда.
По всему миру
Рекордсменом по продолжительности руководства журналом стал Валентин Лукьянин, который возглавлял его целых 19 лет. Именно в пору его редакторства тираж журнала приблизился к 2 млн экземпляров! Это был период так называемой «возвращённой» литературы. Письма от читателей шли со всей страны и из-за рубежа.
В 1999 году главным редактором «Урала» стал Николай Коляда, а с августа 2010-го драматурга сменил на этом посту его ученик Олег Богаев, который и руководит им по сей день. Журнал выходит не только в печатном формате, но и в интернете, благодаря чему с новинками уральской, российской и мировой литературы могут познакомиться все желающие.
В конце сентября в Центре документации общественных организаций (Екатеринбург, ул. Пушкина, 22) открылась выставка архивных документов «УралЪский характер», приуроченная к 65-й годовщине постановления бюро Свердловского обкома КПСС об издании журнала «Урал». В экспозиции более 100 архивных документов, фотографий и артефактов.
С первого номера
– Наверное, я единственный человек, который помнит журнал с первого номера и лично знал всех его руководителей с самого начала издания. Публиковаться я начал не сразу, но значительная и важнейшая часть моей жизни принадлежит «Уралу». Считаю, что это важнейший культурный центр Свердловской области. В своё время тираж издания доходил почти до двух миллионов экземпляров, хотя, конечно, за 65-летнюю историю журнал знавал разные времена.
Помню, как в 90-е, когда всё в стране начало рушиться, у нас в редакции завалялся рулон бумаги. Мы решили издать книгу и заработать какие-то деньги. Но, всё прикинув и посчитав, вдруг поняли, что если продать просто рулон бумаги, то выручка будет больше! В своё время мне чудом удалось уговорить тогдашнего губернатора Эдуарда Росселя, чтобы он взял журнал на казённый счёт. Только благодаря этому «Урал» не погиб.
Необходимо понять, что «Урал» – это не коммерческий проект, а учреждение культуры. Вне журнала каждый писатель или поэт сам по себе. Именно журнал превращает отдельные произведения в большую литературу.
Второй дом
Людям свойственно поддаваться магии круглых или полукруглых чисел, а все числа условны, принципиально они ничем не отличаются. Но, по сути, вся культура – это набор условностей! Поэтому не так уж и важно, когда отмечать юбилей «Урала» – в нынешнем или 2023 году. Удивительно, но люди, появившиеся на свет вместе с журналом, сегодня уже достигли пенсионного возраста! Однако, по счастью, «Урал» от пенсии далёк. Он продолжает регулярно выходить, радуя нас поэзией и прозой, публицистикой и критикой. Выход каждого номера говорит нам о том, что высокая словесность в Свердловской области существует! И если своим первым домом я считаю университет, с которым связан более полувека, то вторым домом стал для меня «Урал».
На самом деле журнал – это не только чтение и публикации, но и общение, это люди, которые его создают. Я начал сотрудничать с «Уралом» в эпоху Вадима Очеретина. Мне не всегда были близки его эстетические и политические позиции, но я чувствовал его тёплое расположение ко мне. Кроме того, в своё время прибавка к зарплате от гонораров «Урала» была для меня достаточно существенной. Помню, как в конце 80-х я напечатал в журнале большую статью, посвящённую трагедии 1937 года. А через несколько недель мне звонят из редакции и говорят: тебе пришла посылка из Курска. Я очень удивился, потому что никого в этом городе не знал. В посылке было несколько килограммов гречки, что-то ещё, а в прилагающемся письме было сказано примерно следующее: «С интересом прочитали вашу статью. Знаем, что на Урале сейчас живётся очень голодно, думаем, что продукты будут вам не лишние». Этот своеобразный «гонорар» от совершенно незнакомых людей был мне очень дорог.
Отмечу также, что печататься в «Урале» мне нравилось больше, чем писать различные учёные статьи. Почти все знаковые фигуры нашей литературы прошли через этот журнал. К нашим властям можно относиться по-разному. Но экс-губернатор Эдуард Россель когда-то сказал: «Урал» нужен региону», а его преемники это его решение ревизии не подвергали. И этот факт говорит о многом...