Связь времен
- Вы, наверное, хотите спросить, почему я решила создать институт? Это очень интересный вопрос! Я в основном занималась XVIII веком, Демидовыми. А когда пошла в аспирантуру, взяла тему кандидатской «Горнозаводские центры Урала». Докторская же потом была «Мастеровые работные люди». Помню, все думала - почему нет машины времени? Мне бы на один день в Тагил XVIII века! Мы бы сейчас много поняли… Считаю, история - самая главная наука. Без нее нет народа.
Так вот. 1991 год. Мы в очередной раз решили строить капитализм. Я решила, необходимо, чтобы наши новые буржуа посмотрели, какой была русская буржуазия. Конечно, в какой-то степени у нас начался дикий капитализм, но тем не менее была и традиция. И я считала своим долгом эту традицию донести, показать, какими были наши так называемые капиталисты. Ведь, в конце концов, образование, знание - это основа гражданского общества.
Кроме того, тогда очень много говорили об европейских реформах. Меня бесило это! Эти реформы хороши для Европы. А мы своя цивилизация. Словом, я решила, что надо показать связь времен. Потому что буржуазия у нас была социально ориентированная, государство в то время было на взлете (я убежденный контрреволюционер!). Я считала, что надо заняться историей российского предпринимательства. Что перенимать у кого-то? Русские предприниматели у нас были рождены.
- Те же Демидовы, да?
- Конечно. Они же, действительно, были социально ориентированные. Ведь это их завод, их рабочие. Поэтому там строились социальные учреждения, платились пенсии… В свое время я работала в Нижнетагильском краеведческом музее. В этом же здании, только в подвале был архив. Совершенно сног¬сшибательный! В сталинские же времена все архивы были сожжены - зачем это старье? А у нас сохранился!
- Благодаря чему?
- Благодаря исторической культуре. Желанию сохранить Демидовых. Уважали люди своих «эксплуататоров». Уникальный архив. Я в нем сидела и работала, работала. Потом, уже, занимаясь широкой темой истории российского предпринимательства, мы подключали архивы, сохранившиеся в Москве, за границей…
Знаете, на моем веку столько раз переписывалась история, что я пришла к выводу - надо издавать документы. Сопровождаемые комментариями, очерками. Документы - это самый надежный свидетель. Меняется эпоха, меняется интерпретация, а документы остаются.
В этом «стиле» издана книга «Прокофий Акинфиевич Демидов». Документы нам были переданы потомками - в Москве живут потомки Прокофия Демидова по женской линии. Из поколения в поколение, более двухсот лет (!) хранились и передавались его письма.
Рейдеры XVIII века
- Можно на основании таких документов понять личность?
- Конечно. Это же личная переписка. Совсем другое дело, когда я публиковала письма-распоряжения Акинфия Демидова. По ним тоже можно сказать, что он был за человек, но все же это деловые бумаги. Кстати, недавно какой-то английский историк написал, что Акинфий бросал людей в печи. Да, он жест¬кий был человек. Но ничего подобного не было! В распоряжениях встречала, было написано: вот он такой-сякой, «накажите до его охоты». То есть как следует. Но чтобы в печи… конечно, нет.
Признаться, я к первым Демидовым отношусь хорошо и с пониманием. Люди начинали совершенно новое дело, это так тяжело. Причем ни законов, никакой защиты. На местах у них все было. И наезды военных команд, которые посылал губернатор…
- Рейдерский захват?
- Вот-вот-вот! Чего только не было. Однажды схватили Акинфия и уволокли на казенный завод - знали, что он мастер. Они же, действительно, были прекрасные мастера, технологи.
- Анастасия Семеновна, откуда тогда рождаются слухи, байки? Скажем, про чудачества Прокофия Демидова.
- О нем много писали воспоминаний современники. И если судить только по ним, то он был просто чудак. Ну, еще известно было, что сорил деньгами. Но! Никто не задумался, откуда у него такие деньги? Ведь Прокофий продал заводы за одни деньги, а на благотворительность истратил в четыре раза больше. Я доказываю, что он был… первым русским банкиром. Причем он понял, что необходимо кредитовать русское купечество, фабрикантов! А что до чудачеств… Прокофий был очень умным человеком и понимал, что кичиться своим умом не надо, а богатством тем более. Поэтому он хотел, чтобы люди сосредотачивались не на его богатстве, а на чудачестве.
- Маска?
- Совершенно верно!
- Вы проделываете огромную работу, издаете книги. Насколько они востребованы? Ведь не зря нас ругают за равнодушие к истории.
- Да ругают… И книги слабо востребованы. Мы сначала сдавали их в магазины, потом перестали, потому что бессмысленно. Действительно, люди сегодня заняты рублем. Поэтому мы свои издания дарим: библиотекам, нашему министерству образования, министерству культуры. А что делать? У нас научное культурно-просветительское учреждение, мы должны просвещать. Но мы одни не можем переделать общество. К сожалению.
- Как вы считаете, что современным финансистам, промышленникам, предпринимателям стоит перенять у «коллег» XVIII века?
- Любовь к России!
ДОСЬЕ
Анастасия Семеновна Черкасова родилась в г. Дзержинске Горьковской области. Окончила исторический факультет УрГУ. Работала в краеведческом музее Нижнего Тагила, преподавала в Пермском университете, была научным сотрудником УНЦ. С 1991 года - директор Демидовского института. Доктор исторических наук.
Смотрите также:
- Что с вами сделал день святого Валентина. Тест от «АиФ-Урал» →
- Уральский священник о заказном и истинном патриотизме →
- Опорный край: где вы, патриоты? →