Мы должны снова научиться перечитывать, размышлять о том, о чем размышляли наши предки, которые занимались созиданием России. В этом уверен настоятель Вознесенского храма Екатеринбурга, протоиерей Алексий Кульберг.
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Отец Алексий, 70-летие Победы стало своего рода лакмусовой бумажкой для нашего общества. Мне в последнее время довелось встречаться с удивительными людьми: молодой человек издаёт воспоминания фронтовика, случайно попавшие ему в руки, девушка-фотограф по собственной инициативе собирает истории жизни ветеранов, учительница вместе с ребятами создаёт Книгу памяти… Почему одни делают всё для сохранения исторической памяти, а другие пытаются её растоптать?
Алексий Кульберг: Источник нынешнего проявления в патриотизме – в том, что, навязываемая нам в последние десятилетия философия общества потребления – мы живём для того, чтобы спать, есть, пить, получать удовольствия, – нам чужда на генном уровне. Она чужда менталитету русского человека, жителя России, православного человека, христианина. Это философия уничтожения. Человек не хочет её принимать и потому ищет подвига, ищет возможности исполнения евангельских заповедей. В том числе возможности послужить ближним. То есть совершать действия, которые не вписываются в так активно пропагандируемую философию потребления.
Жива историческая память. У кого-то она проявляется более ярко, люди пишут хорошие книги, поддерживают правду там, где она попирается. Ну, а кто-то уже привык, принял пагубную философию.
Хранители традиций
– Генетический слом?
То, что мы встречаем людей, которые не принимают эту заразу, свидетельствует о жизнеспособности и жизненной стойкости нашего общества.
– Как вы считаете, каково сегодня соотношение «больных» и «здоровых» людей? На чьей стороне перевес?
– Судить о величине айсберга по той вершинке, которая наблюдается над океаном, очень сложно. Патриоты, о которых мы говорим, та вершинка, которая явно видна. Но их много. Другое дело, что эти люди разобщены. Государственные, общественные механизмы их не очень поддерживают. Тот патриотизм, который мне доводится наблюдать в школах, в вузах, – не настоящий. Заказной. Люди это чувствуют. Но как только происходит что-то очень серьёзное… Далеко ходить не надо, то, что сегодня происходит на Украине, пробудило всё настоящее в широких пластах нашего общества. Я думаю, те люди, которые организовали кризис, конфликт на Украине, это видят. Для них, может быть, не столько сопротивление в окопах, сколько движение, которое в России происходит, стало сигналом – дальше не надо. Это сдерживающий фактор, который не даёт конфликту выплеснуться дальше.
Поэтому я думаю, что истинных патриотов, к счастью, гораздо больше, чем тех, кто всем доволен, кого всё устраивает и ничего не волнует.
О пользе размышлений
– Отец Алексий, а в чём особенность ненастоящего патриотизма, о котором вы упомянули?
Если во время Великой Отечественной войны патриот в пагонах первым поднимался из окопа и говорил: «За мной!» – это был истинный патриотизм. И люди шли за таким человеком. Но за тем, кто лишь призывает, но не являет собой образ для подражания, никто не пойдёт. Фальшь звучит гораздо громче тех заявлений, которые они делают. И я считаю, что те ресурсы, которые тратятся на такой вот ненастоящий патриотизм, могли бы быть гораздо более эффективно потрачены.
– Патриотизму можно научить? Или он впитывается с молоком матери?
– Научить можно. Более того, учить необходимо. Но это очень сложно делать, когда современный человек львиную долю своего времени проводит за компьютером, в Интернете. Те люди, которые выдают информацию в это поле, патриотами нашего Отечества не являются. И деньги, которые вкладываются в эту медиасреду, тратятся на то, чтобы сделать нас Иванами, родства не помнящими.
На этом фоне однозначно возрастает значимость института семьи. Родители должны сохранять традиции своей семьи, своего города, своего края и передавать это своим детям. Для этого родителям необходимо элементарно разговаривать с детьми. Вместе проводить время, вместе что-то мастерить своими руками. Вместе читать хорошие книги. Книги о войне, о любви, книги XVIII -XIX веков. Можно прочитать «А зори здесь тихие» и на этом два месяца воспитывать своих детей. Произведения Василия Белова, Валентина Распутина – в России колоссальный, богатейший пласт литературы, с которым надо работать в школе, в семье, в СМИ. Мы должны снова научиться перечитывать, размышлять о том, о чём размышляли наши предки, которые занимались созиданием России.
Кроме того, крайне важно давать возможность выходить в народ современным честным историкам, которые будут учить нас быть стойкими, крепкими и счастливыми. Учить на той богатейшей истории, которую имеет страна. Кстати, у нас немало и молодых достойных писателей, историков, режиссёров, но.. На днях ехал на такси в столице. За рулём человек, который закончил МГУ, много лет занимался москвоведением. Он говорит: « У меня единственная возможность приложить свои знания – это быть таксистом и рассказывать клиентам о прекрасной белокаменной Москве». Но не должны люди, в образование которых государство вложило миллионы, уходить в другие профессии. Решить эту проблему – дело государства. И оно может это сделать. Если захочет.