Четкое соблюдение инструкций не раз спасало людям жизнь. В отношении газопроводов действует даже не инструкция, а закон об охранных зонах. Такой статус документа, с одной стороны, ужесточает требования к соблюдению мер безопасности, а с другой стороны, дает большую уверенность в сохранности жизни людей. Опять, повторимся, при четком, беспрекословном соблюдении ее пунктов.
Увы, нештатные ситуации, аварии, порывы газовой магистрали по различным причинам хоть редко, но случаются. Чтобы этого избежать или минимизировать последствия происшествия, сами газовики применяют и соблюдают массу правил, инструкций по эксплуатации газовых объектов. И эти меры направлены не только на самих работников предприятия, но и тех граждан, которые по случайности оказались в непосредственной близости с опасным объектом. Хотя в этом случае у каждого здравомыслящего человека должен сработать закон самосохранения. Ведь газопровод, при всей своей видимой неподвижности, несет в себе огромную, а при нештатной ситуации разрушительную силу.
Какую? Несложно представить: в магистрали давление газа составляет 75 атмосфер – если под таким давлением выпускать простую воду, то ее столб поднимется на высоту 750 метров. В отношении газопровода – это столб взрывоопасного вещества, который может вспыхнуть при возникновении любой искры. Но, как это бывает у нас, россиян, мы зачастую полагаемся на авось и, нарушая правила, сами себя успокаиваем, мол, с нами-то ничего не случится. А попытки нас же обезопасить воспринимаем, мягко говоря, без энтузиазма.
У ООО «Газпром трансгаз Сургут» в эксплуатации более 6,5 тысячи километров магистральных газопроводов. Ежегодно по ним проходит почти четверть триллиона кубометров газа. И предприятие должно сделать все для того, чтобы от последствий аварии на газовой магистрали не пострадали люди.
Существуют такие понятия, как охранная зона и зона минимальных расстояний для каждого газопровода. Охранная зона - это расстояние в 25 метров от оси газопровода вправо-влево. Она устанавливается для того, чтобы уберечь от повреждения газопровод. В этой 25-метровой зоне категорически запрещено что-либо строить, копать, вести какие-то работы без разрешения эксплуатирующей организации. Эта зона определена правилами охраны магистральных газопроводов. А есть еще такое понятие, как зона минимальных расстояний, по-другому можно назвать ее зоной с особыми условиями землепользования. Согласно СНиП 2.05.06.- 85*, она варьируется в зависимости от диаметра газопровода и назначений зданий. Это расстояние как раз и устанавливается для того, чтобы при какой-то аварии, взрыве газопровода на нем не пострадали здания, сооружения, строения, а главное - люди.
«Привет» из 90-х
В 2008 году было зарегистрировано 14 нарушений этих зон минимальных расстояний. Как поясняют специалисты ООО «Газпром трансгаз Сургут», все они родом из 90-х годов прошлого века. Происходило это так: газопровод уже существовал, правила все знали. При образовании очередного дачного кооператива его участникам дают землю. Дачники начинают обустраиваться и порой потихоньку «подрезают» отведенную территорию, начинают ее застраивать и оказываются в опасной близости от магистрали. С 1992 года у нас в стране и земельное законодательство, и Закон о местном самоуправлении несколько раз менялись. Раньше любой, кто хотел где-то что-то строить, шел в администрацию, и она ему выделяла земельный участок. Потом законодательство поменялось, стали давать земли лесного фонда. То есть лесники сами определяли эти участки. А газопровод у кого-то нанесен на карту, у кого-то не нанесен, и бывало так, что земля выделялась без учета опасного соседства. С 2008 года, по утверждению экспертов газотранспортного предприятия, семь нарушений устранено. Сделать это было не так просто. Даже если обходится без судебных процедур, процесс исправления ситуации тянется не один год. Скажем, нарушения, допущенные базой отдыха «Песчаный берег» в Тюменском районе и садоводческим товариществом «Поле чудес» в Ялуторовском районе, устранялись без судебных решений. Люди сами понимали, что нарушили правила. Например, землю товариществу«Поле чудес» администрация дала под огородничество, а дачники самовольно стали строить дома. А там рядом магистральный газопровод с диаметром трубы 1220 мм. Сейчас эти дома демонтированы и перенесены на другие участки. Кстати, землю ее владельцам оставили, но с условием, что на ней будут выращивать овощи, а не строить.
Сейчас «Газпром трансгаз Сургут» работает над тем, чтобы вывести из опасной зоны оставшихся нарушителей. Наиболее серьезная проблема в Сургуте. Здесь пять дачных кооперативов, и придется нелегко, поскольку люди отстроились капитально: большие дома и в немалом количестве - около 500 построек.
И хотя люди прекрасно понимают, что в случае аварии они пострадают, даже получив решение суда убрать дом не торопятся его выполнить. Нанимают адвокатов, ищут всякие пути, чтобы оставить свои дома на месте.
Когда несколько лет назад в СМИ очень бурно обсуждали эту проблему, чаще всего в заголовках обыгрывалось выражение «на пороховой бочке». Более точного сравнения, пожалуй, и не придумать.
Александр Шибанов
Смотрите также:
- В Екатеринбурге из кранов бежит некачественная вода →
- Новостройка или вторичка? Все «за» и «против». →
- Гром грянул: Средний Урал перекрестился →