Примерное время чтения: 13 минут
3218

В Екатеринбурге из кранов бежит некачественная вода

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. «АиФ-Урал» 01/04/2015
Валерий Христофоров / АиФ

Более того, бездействие властей приводит к её стремительному усугублению. Как результат – страдают люди. А на их стремлении сохранить здоровье, в свою очередь, наживаются недобросовестные торговцы, продавая втридорога бесполезные фильтры и сомнительную бутилированную воду.

Проблемы налицо

«Я не так давно переехала в столицу Урала из Сысерти, и, пожалуй, главным минусом жизни в большом городе стала вода, вернее – её ужасное качество, – пишет «АиФ-Урал» Наталья Черноус из Екатеринбурга. – Пить просто невозможно! Да что там пить – даже умываться опасно. Лицо постоянно шелушилось, а кожа была грубая и шершавая. Казалось бы, живем в одном регионе – и такая разница. Дабы не травиться лишний раз, вынуждена специально ездить в Сысерть за водой».

Пожалуй, у каждого жителя Среднего Урала регулярно возникает вопрос: а есть ли вообще чистая вода в нашем регионе? Действительно, ту воду, что течёт из наших кранов, – дурно пахнущую, немыслимых цветов и оттенков – сложно назвать питьевой. По данным областного Роспотребнадзора, всего на территории Среднего Урала эксплуатируется 1 335 источников водоснабжения, 44 из которых – поверхностные, а оставшиеся 1291 – подземные. И в тех, и в других вода не соответствует нормам почти до 40%. При этом власти на местах закрывают глаза на проблему с водой. Согласно данным санитарных врачей, лишь 59% централизованных источников водоснабжения имеют согласованные и утверждённые зоны санитарной охраны. В числе «двоечников» – Екатеринбург, Асбест, Ирбит, Каменск-Уральский, Берёзовский, Тавда, Красноуфимск, Кировград, Талица, Североуральск, Сухой Лог, Дегтярск.

Водопроводная вода на Урале - ядрёный коктейль из химических элементов. Фото: АиФ/ Полина Иванова

Причём ситуация продолжает оставаться стабильно тяжёлой на протяжении нескольких лет. Чего только в нашей воде нет! Даже в воде из подземных источников собрана едва ли не вся таблица Менделеева в повышенной концентрации. При этом в большинстве районов она не проходит никакую очистку. Жителям Талицы, Тугулыма, Байкалово, Пышмы впору бить тревогу: вода, которую они пьют, в 100% случаев не соответствует гигиеническим нормативам! Только вдумайтесь – свыше 260 тысяч свердловчан (порядка 6% населения) используют для питья воду из нецентрализованных источников водоснабжения. Качество этой воды больше чем в половине случаев не соответствует нормам. За водой на родники и колодцы уральцы идут не от хорошей жизни: большая часть нецентрализованных источников расположена в сельских поселениях, и других вариантов у людей просто нет. Особенно туго приходится жителям Гари и Махнёво – здесь 100% проб воды не соответствует санитарным нормам.

Естественно, употребление начинённой «химией» воды опасно для человеческого здоровья и провоцирует многочисленные заболевания. «Приоритетными являются риски дополнительных случаев онкологических заболеваний на протяжении всей жизни в связи с влиянием хлорорганических соединений и мышьяка», – рассказали «АиФ-Урал» в пресс-службе регионального Роспотребнадзора.

Дело – труба

Одна из самых главных проблем региона – это ужасающее состояние коммунальных систем. Подземные трубопроводы Среднего Урала изношены на 70% и дают о себе знать каждый год: все помнят, что произошло в 2013 году в Сухом Логу, где коллапс на водоводе на полтора месяца оставил населённый пункт без питьевой воды. Чтобы ликвидировать «течь», в город несколько раз пришлось выезжать губернатору, а на месте ЧП почти неделю безвылазно жила едва ли не половина областного кабмина. Ежегодно к отопительному сезону у нас в регионе готовятся как к войне, но по осени то тут, то там оказываются зоны бедствия.

Эксперты не раз указывали на то, что вода, поступающая в коммуникации с очистных сооружений, повторно загрязняется уже в трубах. Всё потому, что коммунальное «нутро» уральских муниципалитетов запущено донельзя. Ежегодно на ремонт и замену водопроводов выделяются громадные деньги, тарифы растут, но складывается впечатление, что деньги потребителей вылетают «в трубу». А тем временем чиновники рапортуют, что всё в порядке: так, в конце прошлого года екатеринбургский МУП «Водоканал» на голубом глазу заявил, что качество воды в распределительной сети Екатеринбурга находится в пределах допустимых нормативов.

Со всеми вытекающими

Между тем состояние уральских систем водоснабжения создаёт богатую почву для недобросовестных предпринимателей. В марте прошлого года вспыхнул скандал, когда из кранов в домах Старой Сортировки в Екатеринбурге потекла вода с наркотиком – трихлорэтиленом. Этой ситуацией воспользовались представители одной из торговых фирм, которые начали осаждать квартиры и мобильные телефоны горожан с предложениями купить систему водоочистки. Разумеется, напуганные люди стали за бешеные деньги брать самые обычные фильтры, которые к слову, вызывают массу нареканий у специалистов.

Впрочем, и более респектабельные производители находят в Екатеринбурге «золотое дно»: домашние фильтры, рассчитанные на полгода службы, здесь засоряются за месяц-полтора, а кассеты для них стоят недёшево.

В результате свердловчане не только травятся некачественной водой, но ещё и разоряются на покупке фильтров и бутилированной воды. «Спасибо» за это стоит сказать чиновникам и коммунальщикам – за безответственное отношение к проблеме, да и предпринимателям, наживающимся на первоочередных нуждах уральцев.

Вне зоны доступа

Скандальная история с введением карточек на воду в деревне Пильной под Первоуральском (см. «АиФ-Урал» №8 за этот год) попала в сферу внимания областной прокуратуры. Надзорный орган проверил источник и обнаружил массу нарушений.

Сама идея ограничить доступ к воде «чужаков» вопросов у правоохранителей не вызвала. А вот её организация стала поводом для возбуждения административного дела. Да, размер платы производился в соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии. Однако с 22 января этого года договор на оказание коммунальных услуг по холодному водоснабжению заключило 18 лиц, тогда как в посёлке проживает более 200 человек.

И это – только зарегистрированные жители. По закону им не может быть отказано в круглосуточном предоставлении коммунальных услуг – даже в случае отсутствия «контракта на воду». С введением автоматизированной системы сельчане столкнулись с ограничениями.

Но это еще не всё: были выявлены нарушения санитарных норм и правил при эксплуатации самой подземной скважины. В частности, там отсутствуют сток для отвода воды и ограждение. Дорожка к сооружению не имеет твёрдого покрытия, вокруг скважины нет отмостка из водонепроницаемых материалов, а водоотводный лоток находится в разрушенном состоянии.

Проблема Среднего Урала - некачественная вода. Фото: «АиФ-Урал»/ Инфографика Ульяновой Юлии

В результате директору местного Водоканала, который затеял это безобразие, было внесено представление об устранении всех нарушений. В отношении руководителя возбуждено административное дело.

Напомним, что «карточную систему» в Пильной ввели в конце января этого года. И она сразу же вызвала у местных жителей бурю эмоций. Выглядело всё достаточно «цивильно»: покупаешь в местном Водоканале за 340 рублей электронную карту (за ней нужно ехать в Первоуральск) и получаешь право скачать 300 литров воды. Коммунальщики уверяют, что всё было сделано в интересах самих сельчан – чтобы «халявной» водой не пользовались «варяги». Но в итоге от нововведений пострадали местные жители.

Стоит отметить, что Первоуральск в отношении проблем с водой – одна из самых горячих точек Свердловской области. Совсем недавно 115 горожан подхватили острую кишечную инфекцию. В Роспотребнадзоре уверены, что всему виной – некачественная вода.

Контроля нет!

Сергей Кириллов, инспектор общественного экологического контроля Свердловского отделения «Зелёной Лиги»:

– Нехватка воды – одна из важнейших проблем региона. Ежедневно из городского бюджета тратится миллион рублей на электроэнергию для перекачки воды из Челябинской области. Наши чиновники почему-то считают, что это самый простой способ, хотя уже давно существуют передовые безопасные методики, которые бы позволили избежать таких больших трат.

На севере нашей области избыток воды. Почему бы не стрелять в облака специальными ракетными установками? В результате прошли бы обильные дожди, и вода наполнила наши водохранилища. У нас было бы круглогодичное наполнение запасов питьевой воды.

Сейчас активно прорабатывается вопрос о строительстве искусственного водохранилища под Первоуральском в бассейнах рек Дарья и Шишим. Однако мы забываем, что почва в тех местах заражена хромом, рядом завод, хотя сами реки – чистые. Поэтому строительство водохранилища в тех местах может обернуться экологической катастрофой. Кроме того, в 1914 году на Урале было сильнейшее землетрясение. Учёные обещают, что оно повторится примерно через сто лет. Если плотина на водохранилище не выдержит, то ближайшие посёлки попросту уйдут под воду.

Заводы – это вообще головная боль для нашей области. Вот сейчас в Дегтярске хотят построить Сурьмяной завод. Но ведь под боком Волчихинское водохранилище, откуда берёт воду Екатеринбург. Какого качества мы получим воду, если планы чиновников воплотятся в жизнь?

Мы как-то привыкли, что главное золото для нашей страны – нефть. Однако сейчас разрабатываются альтернативные источники энергии. Поэтому на первый план выходит продовольствие и вода. Количество людей в мире растёт, а воды не хватает, многие подземные источники заражены. Бесконтрольное использование может привести к глобальной катастрофе и будущей войне за воду.

В группе риска – дети

Екатерина Туринцева, заведующая детской поликлиникой МО «Новая больница»:

– Фильтры, установленные на централизованных источниках водоснабжения, очищают воду от бактерий. От вирусов – нет. Поэтому сегодня бич городов не только – вирусные диареи. Разновидностей этих вирусов множество, самый распространенный – норовирус. Эти вирусы вызывают расстройства желудочно-кишечного тракта. Наиболее уязвимы перед ними дети, особенно в возрасте от 1 года до 3 лет. У них кислотность желудка меньше, чем у взрослых, поэтому организм ещё не в силах сопротивляться вирусной атаке.

За рубежом давно практикуется вакцинация против этих вирусных инфекций.

В России, к сожалению, отечественной вакцины нет, а импортные доступны далеко не всем. Поэтому остаётся соблюдать несложные меры профилактики вирусных диарей. Во-первых, конечно, ни в коем случае нельзя употреблять некипячёную воду. Во-вторых, детскую посуду после мытья следует ополаскивать кипячёной водой. Я рекомендую даже личико маленьким детям умывать кипячёной водой.

Сами себе пакостим!

Светлана Лаврова, детский писатель:

– Вода у нас никудышная. Пользоваться ей невозможно! А теперь мне совсем трудно хвалить нашу воду, потому что недавно я приехала из Австрии, где вода из-под крана необычайно вкусная! Для своей семьи я покупаю только бутилированную, потому что в Екатеринбурге из крана текут несбалансированные соли и прочая гадость. Тут ведь не только о нашем водопроводе речь – отдыхать летом негде, все загажено, везде запрещено купаться. Но выбирать не приходится, потому что если посещать только те водоёмы, что одобрены для купания, то за всё лето можно нигде не окунуться. Обидно за наши реки и озера, которые убиты промышленностью и самими уральцами. Казалось бы, чего проще – убирать за собой мусор! Правда, для многих людей это, похоже, нереальная задача. Сами себе пакостим!

Ждём засухи?

Владимир Винницкий, член Общественной палаты РФ от Свердловской области:

– Буквально на днях мы с коллегами были на Верхнемакаровском водохранилище. За зиму лёд просел здесь на полтора метра. Учитывая, что глубина у этого водоёма всего около трёх метров, при сухом лете воды из него для нужд города много не взять. Пока, к сожалению, наше единственное спасение это качать воду из челябинских водохранилищ. Местные водоёмы зарастают илом, мелеют, очистные сооружения не справляются с нагрузкой. С чисткой водохранилищ у нас вообще большие проблемы. Земли не распределены, у водоёмов нет единого собственника. Необходимо вкладывать деньги в ремонт гидротехнических сооружений. Что касается количества, то, возможно, нас спасёт рытьё резервных водохранилищ. Но пока на эти цели нет денег.

Сплошной обман

Павел Фаттахутдинов, режиссёр-документалист:

– Я сам и все мои знакомые обязательно пользуемся фильтрами, потому что вода в Екатеринбурге низкого качества – это известно всем.

Раньше мы покупали фасованную воду, но в итоге выяснилась нелицеприятная правда: часто такая вода имеет близкое к водопроводной происхождение. Просто некоторые предприятия ставят у себя самые обычные фильтры и пропускают через них воду из-под крана, а потом это продают. Выходит – обман, а денежки текут. Считаю, что в ЖКХ должны взять на себя задачу по исправлению ситуации с некачественной водой. Если всё дело в старых трубах, то тогда они должны поставить рядом с каждым жилым домом большой фильтр, который бы доводил воду до состояния питьевой!

Пусть ЖКХ региона что-то уже сделает для людей, а не только обогащается за наш счёт, ведь плата за коммуналку каждый год растёт как на дрожжах! Что может быть важнее для человека, чем чистые вода и воздух?! Это основные вещи, составляющие наше с вами здоровье, а они у нас вот в каком состоянии! Про весну в Екатеринбурге я вообще молчу. Каждый год катастрофическая обстановка. Качество воды – той, что есть – падает ниже некуда! Пережить у нас весну – стоит немалого здоровья и выдержки.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах