Минувший год в Свердловской области ознаменовался бумом потребительского кредитования, чему способствовали снижение ставок и конкуренция между банками. Насколько вырос этот сегмент рынка? Какие банковские продукты сегодня самые популярные? Изменилось ли поведение клиентов? Можно ли получить кредит, не заходя в офис организации? Эти и другие вопросы стали темой круглого стола в редакции «АиФ-Урал».
Кому выгодны кредитки
Эксперты отмечают, что большие изменения на рынке кредитования произошли в первую очередь в поведении потребителей.
Значительный рост произошёл прежде всего в сфере потребительского кредитования.
По словам Олега Попкова, одним из катализаторов развития стали кредитные карты. Они позволяют клиенту существенно экономить на процентах. Человек может позволить себе больше, но эти деньги для него, по сути, являются бесплатными. «Мы тратим довольно много ресурсов, чтобы рассказать клиенту про льготный период. Удешевить стоимость кредита также помогает рефинансирование. В прошлом году его объём составил 10%», – говорит эксперт.
Опасны ли кредиты?
Второй момент: известно, что у каждого сотрудника банка есть свой KPI, и одна из его задач – продать как можно больше продуктов. От этого зависит его зарплата и карьера. Но достаточно часто это выливается в процесс навязывания различных дополнительных услуг, которые клиенту на самом деле вообще не нужны. Взять ту же кредитную карту. Человек часто не понимает, зачем она ему нужна и как ею пользоваться, но приобретает пластик и сталкивается с массой проблем. Увы, бывали случаи, когда люди просто пропивали предоставленные средства. Закредитованность населения во многом связана с этими явлениями».
Впрочем, у представителей банковской сферы на этот счёт своё мнение: «Мы хорошо умеем считать и сами не заинтересованы в увеличении объёма просрочки. И если клиент оказывается в сложной жизненной ситуации, всегда стараемся ему помочь».
Аналитики также отмечают, что в краткосрочной перспективе резкий рост потребительского кредитования подстегнёт развитие экономики, увеличение ВВП, но в дальнейшем может наступить массовый дефолт. В этом отношении очень опасны разговоры о том, что президент и правительство могут объявить «долговую амнистию». Если убедить заёмщика, что ему всё простят, его поведение резко изменится в худшую сторону.
Финансовый суицид
«Мы провели исследование и выяснили, что сегодня 57% кредитов берут женщины, 45% наших клиентов состоят в браке, а 41 год – средний возраст заёмщика, – отмечает Олег Попков. – Постепенно меняются цели, на которые берутся кредиты. Например, в 2019 году людям требовались средства на образование и лечение. Приоритеты меняются, как и поведение заёмщиков, но любому банку в первую очередь интересны долгосрочные отношения с клиентом. Сегодня большинство кредитных организаций выстраивают свои продукты именно в этом направлении».
«Мы обращаем больше внимания на поведенческие характеристики потребителя, а не на пол или возраст, – подчёркивает Алексей Луценко. – Условно мы делим клиентов на две категории. Одни берут деньги на конкретную покупку, и, как правило, любые способы предложить им что-то большее не работают. Люди понимают, для чего им нужны средства, и идут к своей цели. Вторые изначально рассчитывают на максимальную сумму, причём готовы взять деньги, фактически не глядя на ставку.
А есть такой тип заёмщиков, поведение которых мы назвали «финансовый суицид». Представьте себе: человек, имеющий белую зарплату, хороший доход, постоянное место работы, блестяще проходит все скоринговые модели. И за короткий период времени он берёт крупные кредиты сразу в нескольких банках! О его мотивах можно только догадываться. То ли в ближайшее время он потеряет работу, то ли ему предстоит переезд в другую страну, например, в Таиланд. Такое поведение очень опасно для банков».
Специалисты также полагают, что портрет заёмщика не имеет смысла рассматривать отдельно от домохозяйств. Например, муж может быть свободен от каких-либо займов, а на его супруге могут висеть три и более кредита.
Никто не хочет ходить в банк
Между тем близится время, когда, чтобы взять кредит, не нужно будет даже выходить на улицу или куда-либо ехать.
«Если говорить о поколении Z, о тех, кто родился после 2000 года и не представляет свою жизнь без смартфона, то им посещение офиса не нужно в принципе, – уверен Максим Марамыгин. – Для них получать услуги в интернете гораздо комфортнее, чем офлайн. Там есть сервисы, которые сравнивают и подбирают банковские продукты. Полагаю, что в обозримом будущем мы все уйдём в Сеть».
«Кредитную карту можно оформить онлайн и доставить курьером, – говорит Алексей Луценко. – Думаю, когда наберёт обороты биометрическая идентификация, посещение офиса банка станет необязательной процедурой. У нас есть всё оборудование для сбора биометрии, но пока система наполняется крайне медленно. Полагаю, многое будет зависеть от того, как банки и ЦБ РФ станут популяризовать данную услугу, но я уверен, что за ней будущее».
«В последние годы процедура кредитования максимально упрощается, – согласен Олег Попков. – Никто не хочет ходить в банк, поэтому в 2020 году мы запустим полноценное кредитование через интернет-банк, через мобильное приложение. Сегодня есть возможность таким образом получить предодобренный кредит, но изначально мы должны идентифицировать клиента. Мы также собираем биометрический материал, но пока клиенты относятся к этому настороженно».
«Боязнь испытывают прежде всего представители старшего поколения, – считает Елена Овсянникова. – Людей страшит утечка биоматериала, ведь персональные данные каким-то образом попадают во всеобщий доступ. Думаю, это очень мешает внедрению новой услуги».
Нам придется стать финансово грамотными
«Думаю, что в плане подачи заявки всё будет уходить в интернет, в приложения, то есть в сторону упрощения, – согласен Константин Селянин. – Это удобно потребителям и выгодно банкам. Но как только заявка попала в банк, там должен идти обратный процесс, то есть ужесточение. Лично меня радует, что банки стали более индивидуально, точечно подходить к своим клиентам, а люди постепенно приучаются сравнивать свои потребности и возможности».
В целом все эксперты сделали вывод, что в обозримом будущем потребительское кредитование обречено на рост и развитие. «Потребительский кредит решает целый ряд задач, – уверена Елена Овсянникова. – В частности, это один из способов научить молодёжь накопить себе на квартиру. Студенты уже с 3–4 курса начинают об этом думать, часто вместе со всей семьёй. И они уже не боятся ипотеки, как это бывало раньше».
«Финансовая грамотность уральцев неизбежно будет расти, это веление времени, неотъемлемый элемент благосостояния людей, – считает Максим Марамыгин. – В этом процессе участвуют региональный Минфин и масса других ведомств и организаций. Речь идёт не только о кредитах, но и о накоплениях, в том числе пенсионных».