Первый раз в первый класс: предупредите ребенка, что это надолго

Я не о марафоне по магазинам канцтоваров и деткой одежды. Хотя, между нами, эти хлопоты лучше не откладывать на последнюю неделю перед началом учебного года. Во-первых, из нервозной закупки ничего хорошего не выйдет. Во-вторых, в это время цены на школьные товары изрядно поднимутся.

   
   

Так вот. Я о психологической готовности ребенка сесть за парту. Это нам, взрослым, кажется, что ничего страшного не происходит. Для ребенка перемена в жизни — стресс. Будет он со знаком «плюс» или со знаком «минус», во многом зависит от родителей. А то может ведь и как в бородатом анекдоте получиться. Помните? Приходит первоклассник Вовочка 1 сентября из школы злой как сто чертей. Бросает портфель. Мрачно заявляет родителям: «Предупреждать надо, что эта волынка на десять лет».

Между прочим, есть в этом анекдоте сермяжная правда — предупреждать надо. И еще помнить о том, что должен уметь ребенок, собирающийся в первый класс. Об этом мы и расскажем сегодня с помощью психологов Свердловского областного центра медицинской профилактики.

1. Есть контакт! Чрезвычайно важно, чтобы у ребенка был солидный опыт общения с незнакомыми людьми. Часто такой опыт отсутствует у «домашних» детей, которые до школы были под опекой бабушек-нянюшек. Сейчас еще есть время наверстать упущенное. Чаще предоставляйте возможность своему чаду обращаться к продавцам в магазине, к врачам в поликлинике, просите его узнать у случайного прохожего, как пройти к такому-то дому. Импровизируйте, подсказывайте. Но, конечно, не забывайте напоминать о правилах безопасности. Излишнее доверие к незнакомым людям, увы, сегодня не актуально.

2. Идем в массы. Придется потратить время на то, чтобы посетить с ребенком несколько массовых мероприятий, покататься в общественном транспорте. В противном случае ему будет неуютно среди «толпы» на переменах, на общешкольных праздниках.



3. Кнут и пряник.
Учите ребенка не теряться, когда его критикуют или дразнят. Сами понимаете, и учителя могут быть не всегда довольны учеником, и дети, к сожалению, не всегда добры друг к другу. Только не стоит давать «педагогические» советы типа: «дай ему в дыню». Да и сами себя контролируйте. Вопить: «Ты растяпа!» по поводу разбитой чашки не есть хорошо. Оценка должна даваться не личности, а конкретному поступку.



4. Говори, кому говорю, говори.
Приучайте ребенка выражать свои мысли, чувства, просьбы, желания словами. В семье, может, и заведены какие-то жесты, «полуслова», которые всем понятны, а вот в коллективе они явно не приживутся.



5. Внимание — отсутствие внимания.
Понятно, для нас, родителей, детки — пуп земли. Им все внимание, им гора похвалы, море восхищения. У любого, даже самого чуткого учителя таких «пупов» 25 «голов». Уделить всем внимание, похвалить каждого у педагога, хоть тресни, не получится. Поэтому потихоньку приучайте ребенка к самостоятельности и похвалам за дело, а не просто за то, что он есть.



6. Непоседы.
Наступил момент, когда надо приучать первоклассника к усидчивости. Чередуйте подвижные игры с работой за столом. Иначе ребенку будет трудно высидеть урок. Причем спокойные занятия не всегда должны быть любимы ребенком. Иными словами, пришло время познакомить чадо со словом «надо».

7. Умелые ручки. Не забудьте про элементарные навыки, с освоением которых ребенку будет проще адаптироваться к школе. Первоклассник должен уметь правильно держать карандаш и ручку, ориентироваться в тетради и в книгах, внимательно слушать задания и выполнять их. И про такие «мелочи», как пользование шнурками, общественным туалетом и пр., тоже не забудьте.

8. Предупреждайте! Это как раз «про Вовочку». Рассказывайте ребенку о школьной жизни, смотрите с ним «тематические» фильмы. При этом формируйте позитивный настрой. Не стоит настраивать ребенка на «обязаловку», «тяжкие годы учебы» и т. д. Ироничные замечания в адрес учителей, образовательных программ, предметов также не для детских ушей.



9. Все путем.
Разработайте оптимальный по времени и безопасности маршрут «дом -школа». Периодически проходите его с ребенком, по пути объясняйте, какие опасности и где могут подстерегать первоклассника. Например, «тут поворачивают машины, нужно остановиться и внимательно посмотреть по сторонам».

Смотрите также: