Не лезь в бутылку: что грозит уральским женщинам на дне стакана?

По самым приблизительным подсчетам, в России около 4% женщин – пьющие. Хотя на фоне наркомании и табачной зависимости алкоголь не выглядит таким опасным, он по-прежнему несет в себе одну из самых главных опасностей для здоровья общества, и особенно – для женщин. Психотерапевт Евгений Идолов рассказал «АиФ-Урал» о причинах, особенностях и характере лечения женского алкоголизма.

   
   

За мужем – на дно

Артем Рыжаков, «АиФ-Урал»: Евгений Владимирович, велик ли масштаб женского алкоголизма на Урале?

Евгений Идолов: Самые приблизительные подсчеты показывают, что около 4% российских женщин в возрасте от 18 лет выпивают – я имею в виду не только бытовое пристрастие к спиртному, но и серьезные «клинические» случаи алкоголизма. Надо понимать, что алкоголизм среди женщин менее распространен во-первых, в силу российского менталитета: пьющим мужчиной у нас никого не удивишь и особо не возмутишь, а вот пьющая женщина порицается обществом гораздо сильнее. Поэтому сама женщина, начиная выпивать, долго и тщательно это скрывает.

– Почему женщины начинают пить? Есть ли распространенные сценарии?

Досье
Идолов Евгений Владимирович родился 15.11.1972 в Свердловске. Окончил Уральскую государственную медицинскую академию в 1996 году по специальности «Психиатрия». Сертифицированный психотерапевт, специалист по лечению зависимостей, неврозов и семейному консультированию. Член Профессиональной психотерапевтической лиги.
– Как правило, женщина начинает искать утешения в алкоголе из-за того, что не может в полной мере проявить женственность в отношениях с мужчиной. Отношения с мужчиной – отцом, мужем, ребенком – особенно с мужем – сильнейшим образом влияют на психологическое состояние любой женщины.

Есть несколько типичных сценариев. Алкогольная зависимость может развиться из-за острого потрясения – разрыва с любимой мужчиной либо его потери. Либо причиной может быть хроническая травматизация из-за нездоровых отношений или длительных жизненных трудностей.

Кроме того, есть такое понятие, как «алкоголизм домохозяек»: это касается женщин, которых полностью обеспечивают мужья, но которые в силу своей незрелости не могут реализовать себя в обществе.

   
   

Наконец, стоит сказать о «конформном» пьянстве, когда спиртное употребляют «за компанию». Подобное явление распространено среди сотрудников розничной торговли, сфер общественного питания и развлечений.

А бывает и так, что супруга впадает в зависимость вслед за пьющим мужем. Она пытается снизить его дозу алкоголя, отчасти хочет разделить с ним его беду.

В плену «депрессанта»

– Почему считается, что женский алкоголизм опаснее мужского?

– Алкоголизм и среди мужчин, и среди женщин, и среди подростков одинаково опасен. Просто мужской организм физиологически более устойчив к спиртному. Считается, что безопасная суточная доза спиртного для взрослого мужчины – до 100 граммов крепкого алкоголя. Так вот, женский организм расщепляет алкоголь вдвое медленнее, и «безопасными» для нее будут только 50 граммов в сутки. Соответственно, большинство дам менее устойчивы к «зеленому змию», и последствия его воздействия на организм более пагубны.

Есть еще один важный момент: те, кто ищет в спиртном утешения, снятия стресса, сильно ошибаются: алкоголь – это депрессант, то есть он подавляюще действует на организм, «тормозит» его.

Алкоголь - это депрессант, и эффект радости от него краткосрочный. Фото: Shutterstock.com

– Как понять, что у человека развивается зависимость?

– Я уже отмечал ранее, что женщины склонны скрывать свою зависимость. Причем от близких людей она будет скрывать это особенно тщательно и может долго «держать оборону» перед попытками вывести ее на чистую воду. Хорошо, когда у нее есть доверительные, прочные отношения с родными и друзьями. Тогда шансы на избавление высоки. Если же в этих отношениях наблюдается отчуждение, то тогда допросы и увещевания могут усугубить ее зависимость.

– Насколько сильно увлечение алкоголем может сказаться на детях в семье?

– Обычно, если пьет глава семейства, женщина берет на себя его часть опеки и заботы над детьми. Такое же замещение может быть при пьющей жене. А вот если пьют оба родителя, то детям наносится сильнейшая психотравма. Хорошо, если найдется человек, который проявит к ним родительское отношение. Однако такое случается нечасто.

«Среда заедает»

– Подобная ситуация часто возникает в неблагополучных семьях…

– Да, и здесь возникает целый комплекс проблем. У людей, зачастую у обоих супругов исчезает мотивация к жизни, к развитию – тогда они «обнуляют» не только свою жизнь, но и жизнь своих детей. Те, видя состояние родителей, однозначно страдают. Не исключено, что в будущем они могут успешно проявить себя в обществе, выйти из маргинальной среды и всю жизнь негативно относиться к спиртному. Но чаще дети просто следуют родительскому пути – их «заедает среда».

– Насколько эффективны государственные меры воздействия на такие семьи?

– Увы, государственные институты не имеют реально эффективных мер воздействия на маргинальные слои общества. Да, административные меры могут сохранить статус кво и не дать распространяться этому. Алкоголизм начинается, когда нет порядка в душе, а государство на это не может повлиять.

Иногда женщина впадает в пристрастие к алкоголю вслед за мужем, пытаясь снизить его долю. Фото: Shutterstock.com/ BlueSkyImage

– А как насчет ограничений на продажу спиртного?

– Вот это хороший инструмент. Я выступаю за любые ограничения при продаже алкоголя, кроме тотального запрета. Так или иначе это ограничение алкоголизации, которую уже длительное время переживает наша страна.

– Есть ли «точка невозврата» в алкогольной зависимости?

– Убежден, что любая степень алкогольной зависимости излечима – даже из самой тяжелой «клиники» есть путь к нормальной жизни. Примеров полного излечения масса. Так или иначе, основная мотивация к лечению и выздоровлению у всех зависимых одна: сохранение базовых ценностей жизни – это личное здоровье, дети, семья, положение в обществе. И часто бывает, что человек начинает осознавать угрозу еще в доклинической стадии заболевания. Поэтому надежда на лечение и выздоровление более чем оправданна – и у зависимого человека, и у его родных.