Огонь «сожрал» уникальный памятник архитектуры в столице Урала

Позднее выяснилось, что «барак» – на деле уникальный памятник архитектуры, построенный известным архитектором в 1945 году. Деревянные особнячки, создающие неповторимую атмосферу столицы Урала, уже по пальцам можно пересчитать.

   
   

Для кого-то барак

«Как же я люблю старый Екатеринбург – тихие улочки, яблоневые сады – пишет читательница «АиФ-Урал» Татьяна Зотова. – Сердце кровью обливается, когда слышишь об уничтожении очередного памятника архитектуры. Это варварство, планомерное уничтожение истории города, но никак не его развитие».

Как только не расправляются со старым Екатеринбургом – в ход идут бульдозеры и поджоги. Двухэтажный деревянный дом на улице Большакова, 84б стал жертвой огня. Пожар, по всей видимости, начался с чердака и распространялся весьма резко. К тому времени, как на место подъехали пожарные, площадь возгорания составила порядка 100 квадратных метров.

Между тем «погорелец» – не просто безымянная избушка. Изуродованное огнём здание является памятником архитектуры и входит в комплекс брусковых коттеджей из четырёх построек, выполненных в псевдорусском стиле. Коттеджи были возведены еще в 1945 году известным уральским архитектором Моисеем Рейшером. Каждый дом – со своим «лицом»: индивидуальным декором и оформлением. Увы, на сегодняшний день из группы коттеджей «в живых» осталось лишь два.

Огненная атака на деревянный памятник – не первая. В сентябре прошлого года, буквально через две недели после того, как из дома разъехались обитавшие там жильцы, спасателям поступил сигнал о возгорании. Тогда огонь повредил первый этаж здания, а власти пообещали найти собственника строения, чтобы обязать его привести дом в порядок. Однако спустя полгода атака на памятник повторилась.

Расправы в системе

Что это – планомерное высвобождение площадей в центре города или горькое стечение обстоятельств? По словам очевидцев, в доме квартировали бомжи и, скорее всего, именно они устроили пожар. «Назвать случившееся единичной ситуацией нельзя, потому что у нас в принципе отсутствует эффективная система охраны культурного наследия. Около двух с половиной лет назад в Екатеринбурге документально были поставлены на охрану 445 памятников – это только объекты недвижимости. На сегодняшний день сохранилось 376 зданий, из которых 98 либо пустуют, либо находятся в аварийном состоянии, что грозит им физическим уничтожением. Так что… пожар, может быть, и случайность, но случайность, которая находится в системе», – уверена участница общества «Реальная история» Марина Сахарова.

Несмотря на то что от XVIII века в Екатеринбурге не осталось ничего, а от XIX – единичные памятники, власти продолжают расправляться со «свидетелями» старины. Настоящий скандал разразился осенью минувшего года после сноса старинного дома ул. Степана Разина, 23, построенного в 1830-х годах. Уничтожение исторической части города началось ещё в 90-е, а с 2000 года она пошла «под нож» просто бешеными темпами. Если 20 лет назад историческая застройка составляла 5%, то на сегодняшний день – менее 1%.

   
   

«Екатеринбург – город нелюбви к своей собственной истории, – замечает Марина Сахарова. – Сейчас идёт разговор о 300-летии столицы Урала. Между тем главное, что должно быть сделано, если мы говорим об истории, это программа по сохранению культурного наследия. Деревянных домов осталось очень немного, а ведь именно они вызывают интерес у иностранцев – если уж мы хотим привлекать в наш город туристов. Специалист по конструктивизму из ЮНЕСКО, с которым мне удалось погулять по городу, увидел деревянные дома на Вайнера – Куйбышева и был поражён. И что в итоге? Через год один из домов снесли, а другой – подожгли».

Комментарий:

Историк архитектуры Александр Бурцев:

– Застройщики ищут место, экономят на коммуникациях, несут издержки коррупционного плана. Площадь участка должна быть максимальной, и старинные постройки, в том числе памятники архитектуры, им не нужны. Разумеется, они зачастую идут на нарушение закона, всеми правдами и неправдами уходят от ответственности, а власти согласовывают самый бесчеловечный проект.

Смотрите также: