Примерное время чтения: 13 минут
732

Исторический Екатеринбург пожирают небоскребы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. «АиФ-Урал» 08/10/2014
Автор фото: Эрлинг / wikipedia.org

Судя по всему, подобные настроения в последнее время испытывает большинство жителей и гостей столицы Урала, помнящих исторический облик областного центра. Все как в песне: «То мне страшно, то мне грустно...»

Вторые в России

В конце сентября в Екатеринбурге прошел международный форум «100+», посвященный строительству небоскребов. Десятки специалистов по строительству, архитектуре и дизайну высказали много лестных комментариев о строительном буме, который царит сегодня в столице Урала. Что, в свою очередь, немало порадовало городские и областные власти.

– Наше будущее – за высотным строительством! – убежден вице-мэр Екатеринбурга Сергей Мямин. – Без небоскребов ни один крупный город не обходится. По строительству мы на втором месте после Москвы. И международные эксперты, безусловно, признали Екатеринбург, который вошел в рейтинг ста высотных городов мира!

Действительно, на «пути в небо» наш город за короткое время достиг просто невероятных успехов. Жилые и офисные здания от 75 метров в высоту массово начали строить у нас с 2005 года. А сегодня в Екатеринбурге возведено уже 60 таких объектов, и чиновники говорят, что это – только начало! Чего стоит один только небоскреб «Высоцкий». В новом деловом квартале завершается строительство башни «Исеть», которая будет еще выше. А 19 будущих небоскребов уже получили разрешение на строительство.

Но это еще не все: уральским застройщикам удалось добиться поддержки Минстроя России, чтобы согласование высоток могло проходить в Екатеринбурге. Это означает, что в обозримом будущем небоскребов у нас станет больше в разы!

Город под нож

Все это было бы прекрасно, если бы не одно «но». Параллельно с ростом количества небоскребов буквально у нас на глазах исчезает старый Екатеринбург. Снос исторической части города начался еще в 90-е, однако тогда никому и в голову не могло прийти, какому бессовестному уничтожению подвергнется столица Урала через десяток лет. С 2000 года город пошел «под нож» просто бешеными темпами. Если еще 20 лет назад историческая застройка составляла у нас 5%, то на сегодняшний день это менее 1%.

За примерами далеко ходить не надо: на днях на улице Радищева, 37 «под сурдинку» снесли очередной старинный особняк. Причем, как рассказал представитель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Олег Букин, здание можно было сохранить:

– Хороший был дом, добротный, с элементами модерна. Сто лет назад в нем жил горный инженер Федор Иванович Кандыкин. Тогда усадьба была большой, было два флигеля, две служебных постройки, навес. До последнего времени в доме жили наследники, они не очень хотели в нем оставаться, хотели получить от застройщика квартиру. В конце концов они ее получили…

Между тем общественник констатирует: сносы памятников в Екатеринбурге будут продолжаться. Этот процесс неизбежен, но многое еще можно спасти. Все упирается в отсутствие средств. Так, здание на Радищева, 37 де-факто не являлось памятником, но для принятия его на госохрану нужны были деньги на экспертизы. Их-то и не оказалось…

Напомним, что за последние годы в Екатеринбурге были безвозвратно утеряны дом горного землемера Ярутина, усадьба военного инженера Фальковского, товарная биржа (Пассаж), старинные особняки на ул. Розы Люксембург, здание земской школы на Вознесенской горке. Это – далеко не полный перечень культурно значимых строений, исчезнувших в столице Урала за последние годы. Но никого из власть имущих сегодня это уже не волнует.

О потомках забыли?

Архитектор, специалист по экологии строительства Владимир Блинов считает, что при возведении небоскребов, как, впрочем, и во всем, важна золотая середина.

– Высотная застройка будет внедряться – это неизбежно. Если на небольшой территории можно построить высотку, ее построят. Однако очередной «строительный монстр» должен устраивать жителей города. Историческую среду необходимо сохранять. Высотные здания не должны выпрыгивать неизвестно где и как. Кроме того, важна эстетика. Тогда небоскребы благородно впишутся в городскую среду и не будут раздражать горожан. Необходимы компромиссные решения, приводящие к гармоничному «сожительству» старого и нового. Увы, у нас сегодня это не выдерживается. Но ведь здания – это не картины, которые можно с одной стенки на другую перевесить. Это архитектура, которая ставится на века, и она должна работать не только на нас, но и на потомков.

Кстати сказать, определенную ущербность нового Екатеринбурга отмечают и гости из других регионов, в том числе москвичи. Путешественник Илья Варламов, побывав в столице Урала, упрекнул ее в «безликости», хотя отметил, что у нашего города есть все предпосылки стать новой столицей России:

– Екатеринбург какой-то совершенно безликий оказался. С одной стороны, чувствуются столичные амбиции, с другой – видна голая задница. Вроде бы есть историческая застройка, но это отдельные памятники, которые затерялись среди бездарного новостроя. Вроде бы есть небоскребы, но и они стоят очень странно, совершенно случайно, никак не формируя образ города…

Вавилонские свечи

В конце сентября большой пожар в Красноярске переполошил пожарных страны. Пламя молниеносно охватило жилую 25-этажку, обшитую горючим сайдингом. Полностью выгорела 41 квартира, эвакуировали 60 человек, а пожару присвоили 4 категорию сложности. Сразу после ЧП свердловское МЧС провело масштабные учения в многоэтажных зданиях Среднего Урала. Итоги учебных эвакуаций побудили спасателей предъявить серьезные претензии застройщикам и управляющим компаниям.

Представитель МЧС региона Евгений Лялин рассказывает:

– За два последних года специалисты выявили в уральских высотках более 800 нарушений правил пожарной безопасности. Это неисправные системы пожарной сигнализации и системы оповещения. В большинстве случаев противодымные вентиляции не работают, пожарных стволов и рукавов не хватает. Кроме того, пожарно-спасательной технике было трудно сманеврировать из-за припаркованных машин…

Между тем в пресс-службе ведомства подчеркивают: основная задача – научить людей, как действовать в случае чрезвычайных ситуаций. И застройщики, и коммунальщики, и жильцы должны понимать: ЧС может случиться когда угодно. Застройщик должен продумывать все: запасные выходы, надежность проводки, удобные подъезды к зданию, парковку, которая не заблокирует эти подъезды. А те, кто зданием пользуется, должны соблюдать правила и не ставить машины где попало.

Столица Урала - город небоскребов. Фото: «АиФ-Урал» / Коллаж Юлии Ульяновой

На основе проверок спасатели собираются составить черный список высоток, которые особо опасны в случае пожара.

Кстати, вскоре после громкого ЧП в Красноярске Гостройнадзор Свердловской области выступил с предположением, что при облицовке здания в Сибири были использованы композитные панели, опасность которых – в их высокой горючести. Специалисты дали рекомендации по подбору безопасных материалов для строительства. «Нельзя сказать, что мы замечаем какие-то вопиющие нарушения, – рассказал «АиФ-Урал» начальник отдела по надзору за объектами соцкультбыта Олег Каношин. – Но бывает всякое. В одном случае постройка где-то не соответствует проекту, материалы подобраны не те, есть замечания по организации строительства. Все зависит от заказчика и подрядчиков – от их добросовестности».

Впрочем, памятуя о том, что строительство сейчас очень прибыльно, надеяться на добросовестность застройщиков не приходится. Высотные проекты в чести у областных и городских властей, и суммы с большим количеством нулей кружат голову строительным воротилам сильнее, чем высота их зданий. В погоне за сверхприбылями они готовы хитрить и экономить на материалах, квалифицированных работниках, сроках. А город получает вместо функциональных и безопасных объектов потенциальные «свечки».

Путь к депрессии

Ольга Селькова, психолог:

– С высоты перед человеком открывается более обширная картина мира. Поэтому с точки зрения психологии, чем выше человек живет (как вариант, работает), тем выше его амбиции. С этой точки зрения город, растущий ввысь, – благо. Но, к сожалению, большая проблема «небоскребных» городов – плотность застройки. Высотные здания подавляют малоэтажные дома, лишают их света и солнца – важнейшего источника жизненной энергии. Таким образом, люди, вынужденные жить в сумраке, без источника бодрости, оптимизма, более склонны к угнетающему, депрессивному состоянию.Если градостроители будут учитывать эти серьезные вещи, развитие города ввысь можно только приветствовать. Если же нет, застройка небоскребами – это плохо.

Все хорошо в меру

Николай Коляда, драматург:

– Я уже целый месяц живу в Варшаве и прекрасно вижу, как обстоят здесь дела с высотными зданиями. Общий вывод таков: все хорошо в меру! Нам бы следовало перенять опыт наших польских коллег и кое-чему у них поучиться.

В Польше есть центральные районы, где запрещено строительство высоток. Именно сюда стремятся туристы, здесь расположены великолепные памятники архитектуры прошлых веков, у каждого дома в таких кварталах свое лицо.

В то же время есть районы, где находятся прекрасные высотные здания. Пожалуйста, стройте дома, но не лезьте в самый центр города! В Екатеринбурге в центре есть прекрасные памятники архитектуры, которые ни в коем случае нельзя уничтожать и втыкать вместо них бездушные стеклянные небоскребы.

Многие из таких домов необходимо реставрировать, а вот на это ни копейки не выделяется, что в корне неправильно. Естественно, что памятники архитектуры приходят в негодность.Добавлю, что при строительстве высоток практически не уделяется внимание безопасности. Мы, как всегда, надеемся на русское «авось». Это у нас в крови и не выжечь каленым железом. Поэтому при возникновении пожара страшно представить, каким огромным может быть количество человеческих жертв.

Внизу помойка!

Петр Китайский, заслуженный тренер России по спортивной гимнастике:

– Сейчас мы растем вверх, строим огромные здания, превращаемся в современный город. Однако надо и вниз смотреть, где откровенная помойка. Да у меня во дворе мусор по три дня не вывозят, крысы метровые бегают, кругом одни машины стоят, пройти невозможно! Грязь, неухоженность – вот наш бич! Раньше сирень, черемуха цвела, а сейчас в центре все деревья срубили. Мы возводим величественные здания и думаем, что у нас все хорошо. Но на содержание этих громадин требуются огромные деньги, которые можно было бы потратить на наведение порядка в тех же дворах. А если случится какой-нибудь коммунальный коллапс? Вода польется по этажам, потоп случится, и куда людям бежать? Из окон 97-го этажа выпрыгивать?

Я не спорю, высотки нужны, но в разумных пределах и в определенных местах. Кроме того, при их строительстве нужно соблюдать все требования и нормы, что у нас, конечно же, не делается. И нельзя уничтожать старый город!

Свое лицо

Виталий Волович, художник:

– Один мудрый человек сказал: «Лучше всего так, как есть». Поэтому к растущему ввысь городу я отношусь как к факту своей биографии.

Хотим мы или нет, небоскребов в крупных своременных городах будет все больше и больше. Вызывает досаду одно. В Екатеринбурге небоскребы строятся по разным соображениям (главным образом экономическим), но только не по соображениям эстетики. К тому же часто – в ущерб старому городу, от которого и так уже ничего почти не осталось. В Париже тоже строятся небоскребы, но они не вступают в противоречие, скажем, с Лувром или Собором Парижской Богоматери.

Очень бы хотелось, чтобы в столице Среднего Урала возобладало разумное градостроительство. Чтобы современные высотные здания (которые, надеюсь, все-таки начнут приобретать индивидуальность, станут более эстетичными) не вытесняли исторический Екатеринбург.

Кроме того, пора задуматься о реконструкции того, что уже было уничтожено. Воссозданные памятники архитектуры могут гармонично вписаться в современную городскую среду. Только при этих условиях город приобретет неповторимое лицо.

В современном городе прошлое и настоящее не могут существовать друг без друга.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах