Скандал в Нижнем Тагиле и всей Свердловской области начались почти сразу после публикации стенограммы двухсторонней встречи Евгения Куйвашева с Владимиром Путиным вечером в воскресенье, 9 июля «Вот, скажем, одно из обращений, – привёл пример Путин. – Нижнетагильский завод теплоизоляционных изделий». По словам главы государства, владелец предприятия, которое несколько месяцев не платит людям зарплату, якобы заявил рабочим: «Пока президент лично ко мне не обратится, ничего не получите». При этом Путин удивился «Если это так, то откуда такая «борзота», такое хамство по отношению к людям».
Из теплой постели – к прокурору
Реакция не заставила себя ждать. Уже в ночь на 10 июля свердловские власти сделали официальное заявление о принятии исчерпывающих мер. «Люди в беде не останутся, – пообещал в ответ и.о губернатора Евгений Куйвашев. – Я с заводчанами сам обязательно встречусь. Мы с профильным министром посмотрели: руководство этого предприятия ни разу не выходило к нам с просьбой о поддержке, не пыталось войти ни в одну областную программу. Обязательно разберемся, в чем причина невыплат».
По официальным данным, 195 рабочим Нижнетагильского завода теплоизоляционных изделий задерживали зарплату с сентября 2016 года. Через судебных приставов ранее были подтверждены требования на выплаты 86 тагильчанам на общую сумму 7,5 миллиона рублей.
После этого разговора сегодня утром, 10 июля, в Нижний Тагил выехала целая делегация, состоящая из работников областной прокуратуры и правительства Свердловской области В их числе министр промышленности Сергей Пересторонин и министр строительства Михаил Волков.
Ранним утром, буквально из постели был поднят и доставлен в прокуратуру прежний собственник завода. Вероятно, речь идет об известном в Нижнем Тагиле бизнесмене Вячеславе Кокорине. К предприятию он формально отношения сейчас не имеет, поскольку несколько лет назад переписал актив на своего 34-летнего сына Дениса Кокорина. Однако это обстоятельство не помешало Кокорину-старшему приехать к прокурорам с личными деньгами – с двумя миллионами рублей. Чуть позже уже в банк приехал и номинальный владелец завода и тоже с деньгами – с четырьмя миллионами рублей. Еще шесть до обеда доставили из кассы челябинского предприятия, аффилированного с «НТЗТИ». В общей сумме прокурорам удалось добыть 12 млн рублей, рассказала «АиФ-Урал» официальный представитель свердловской прокуратуры Марина Канатова. К вечеру 10 июля стало известно, что у руководства завода по решению суда арестовано имущество.
Справка
«Нижнетагильский завод теплоизоляционных изделий» хорошо известен в Нижнем Тагиле как предприятие, переходившее из рук в руки. В середине 2000-х годов завод, как вполне выгодный актив был в руках авторитетных бизнесменов. Одним из них был хорошо известный в криминальных кругах Вячеслав Кокорин, компаньоны которого в 90-х годах угоняли на разборки с местными мафиози танк с Уралвагонзавода. Контроль над «НТЗТИ» также имел некто Андрей Суюшкин, известный своими агентурными связями в силовых ведомствах и родственными - с экс-депутатом Госдумы Валерием Якушевым, Господин Сующкин в середине 2000-х был учредителем ООО «Торговый дом «ТСМ». Завод держался на плаву до кризиса 2008 года, после чего пошел «ко дну» в том числе из-за сомнительных сделок с активами соседних предприятий, из-за чего снова попал на карандаш к силовикам.
Первыми деньги начали получать рабочие, у которых есть судебные приказы на выплату задержанной зарплаты по искам. В течение дня этим людям – а их 82 человека – переведут более 7 млн рублей на расчётные банковские карты. Процесс перечисления денег выглядит так: сотрудник прокуратуры стоит у кассы в банке и следит, чтобы оплата переводилась на каждый исполнительный лист. Сейчас спешно идёт формирование списков рабочих, у которых нет или подтвержденной суммы долга или счетов в банках. До того времени деньги будут лежать на депозите в банке.
Надо сказать, что надзорное ведомство знает о проблеме уже давно и давно работает с должником. «Еще осенью 2016 года по нашему требованию СКР возбудил уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов. В марте 2017 года это дело было приостановлено, но проверка прокуратуры по жалобам не останавливалась. Уже в мае мы добились возобновления расследования по налоговому преступлении, а 14 июня прокурор Свердловской области Сергей Охлопков выезжал на завод и встречался с рабочими», – сообщила Канатова.
Естественно, что практически сразу после разговора Владимира Путина с Куйвашевым председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин истребовал уголовное дело по статье 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы), которое было в производстве свердловских следователей.
Поиск «борзого» директора
Кто отправил заводчан к Путину и вызвал обоснованное возмущение, установить не удалось. Между тем, как выяснил «АиФ-Урал», директором завода сегодня является Сергей Янковец. Однако на днях Свердловский арбитражный суд принял решение прекратить процедуру наблюдения и признать НТЗТИ несостоятельным, проще говоря – банкротом. В отношении завода начато конкурсное производство сроком на 6 месяцев. Конкурсный управляющий – Олег Скороход.
Выяснилось также, что с 2014 года на предприятии наблюдается сокращение производства на 70%. Модернизация хозяевами «НТЗТИ» не проводилась. По словам председателя Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области Юрия Чумерина, предприятие было построено более 50 лет назад для переработки отходов металлургического производства, но сегодня не выдержало конкуренции. Есть отрицательная динамика по уплате налогов и страховых взносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Фактически производство продукции было прекращено еще в 2016 году.
Смотрите также:
- «Посадить!»: свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова о воспитании нерадивых собственников кризисных предприятий →
- Юрий Пономарев: прокуроры Урала сработали хорошо, но есть что исправить →
- Голодовка - последнее оружие пролетариата →