Снаряд у костра. В Окружном учебном центре ЦВО произошла трагедия

Полигон в Елани нашпигован смертоносным железом: танковый снаряд, найденный солдатами незадолго до ЧП. © / «АиФ-Урал»

Смертоносное железо

Трагедия на танковой директрисе – полигоне для тренировки мотострелков и танкистов 473 окружного учебного центра ЦВО в Елани – случилась 3 мая. Вечером того дня (к слову, выходного) команда срочников наводила порядок на трассе для танков и БМП. В процессе уборки солдаты развели на открытой площадке костёр, чтобы сжечь собранную листву и мусор. В этот момент произошёл взрыв, в результате которого один из пятерых стоявших у костра военных погиб от ранения в сердце, четверо его сослуживцев получили травмы. Один из этой четверки – 20-летний Павел Ефимов – лишился ноги выше колена. Конечность ампутировали уже в военном госпитале, поскольку взрыв и осколки не оставили на ней живого места.    
   

По полуофициальным данным, взорвался снаряд от 30-миллиметровой пушки БМП-2. Главный вопрос в том, как он оказался в костре. Официального и категоричного ответа пока нет, но у военных есть подозрения. «Комиссия Центрального военного округа совместно с сотрудниками военной прокуратуры устанавливает обстоятельства происшествия. Военнослужащие в нарушение требований безопасности разожгли костёр, что стало причиной подрыва боеприпаса», – пояснил «АиФ-Урал» пресс-секретарь командующего Центральным военным округом Сергей Шорин. От дальнейших объяснений он отказался в связи с проводящимся следствием. Такой же ответ дали газете и в военном следственном управлении СКР по ЦВО, попросив дождаться итогов расследования.

Между тем в редакцию «АиФ-Урал» обратилась мать Павла Ефимова. Женщина рассказала, что сейчас именно её сына обвиняют в произошедшем. Якобы он бросил в костёр неразорвавшийся снаряд, что послужило причиной трагедии. «Так сказал мне следователь Еланского следственного отдела. Но Павел настаивает, что снаряд был в земле на том месте, где был разведён костёр», – рассказывает собеседница. По её словам, Павел сейчас находится на лечении в военном госпитале имени Бурденко в Москве. Туда из-за тяжести травм солдата перевезли из госпиталя в Екатеринбурге.

«Может быть всё»

Источник «АиФ-Урал» в армейской среде рассказывает, что причиной большого количества неразорвавшихся снарядов могло быть их частично неисправное состояние. «Достаточно часто на учебные центры, где идёт активная боевая подготовка, отправляются боеприпасы с продлённым или истекающим сроком годности. Банально для того, чтобы их расстреляли и не было потребности в утилизации. Не в боевые же части это добро отправлять – рискованно. А в Елани просто огромные подразделения: один учебный полк – это 1500 человек», – говорит собеседник. Кроме того, он подозревает, что полигон просто не успели расчистить профессионалы – сапёры, которые осенью и весной выезжают на разминирование стрельбищ.

Мог ли сдетонировать залежавшийся боеприпас или его могли бросить в костёр шаловливые руки призывника – версии вполне равнозначные. Так считает военный эксперт Александр Гольц, полагающий, что в российской армии может случиться всё. «Эту историю я бы раскручивал в одну сторону – был ли при солдатах старший начальник? Следил ли кто-то за призывниками, которые порой отличаются от детей только размерами? В этом весь вопрос», – говорит собеседник.
Вопрос ответственности важен как для травмированного солдата, так и для Минобороны. Для военного ведомства будет принципиальным делом доказать виновность призывника, а последнему – доказать обратное или, например, халатность армейского начальства. Это позволит ему не только остаться на свободе, но и получить компенсацию вреда.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал – самое интересное и оперативное именно там. И без рекламы!

КСТАТИ
Неразорвавшиеся снаряды от пушки БМП-2, несмотря на свою кажущуюся безобидность, являются причиной гибели военнослужащих. Например, весной 2000 года взрыв аналогичного боеприпаса в костре убил одного из срочников в Чебаркуле (Челябинская область).
   
   

Смотрите также: