Уральцы ковали Победу у мартеновских печей

В семьях уральцев бережно хранится всё, что связано с памятью о родных людях, участвующих в Великой Отечественной войне. Эти «странички» семейных историй сливаются в общую летопись истории нашей Родины.

   
   

Полевые цветы

В 1942 году ушёл на фронт Сергей Павлович Волков. Он писал своей жене и дочери трогательные письма, в одно из них боец вложил полевые цветы. Фронтовые цветы. Их сегодня хранит и защищает от беспощадного времени внучка фронтовика Галина Сергеевна. Последнее письмо с войны было датировано: «21 июля 1942 года. 22 часа 15 минут». А потом Волковым пришла похоронка… Сергей Павлович был убит 3 августа в деревне Бельково Ржевского района.

Держа в руках пожелтевшие листочки писем, испытываешь трепет. Представляешь, как их писал солдат в редкие минуты затишья после боя, как они «добирались» до Свердловска, пересекая линию фронта. «Здравствуйте, дорогие! Наступил тот момент, для осуществления которого я призван. Иду совершенно бодрым. Считаю, что только при мирной жизни возможна плодотворная работа, как лично у вас, так и всего населения нашей страны. Желаю вам здоровья. Мирно вам жить. Дочери закончить учёбу и быть полезным членом нашего общества и семьи. Крепко обнимаю и целую. Любящий вас всех Сергей. Не теряю надежды с вами встретиться».

В семье Волковых сохранились письма и цветы с фронта. Фото: из личного фотоархива Галины Сергеевны

«Теперь мы в непосредственной близости к Волге. Место очень хорошее – горка. Есть настил для лежанья, а на нём ветви берёзы. Выше – свежее сено, почти сплошь из цветов (здесь хорошие луга)».

И то, последнее письмо: «Как хочется хотя бы на часок быть вместе. Идём, очевидно, через несколько часов на серьёзную работу. Пока, до свидания. Не вспоминай лихом».

У мартеновской печи

«Мой дедушка Овчинников Петр Павлович не воевал, он приближал день Победы, находясь на трудовом фронте, – пишет нам Светлана Мозгалина. – Дед родился в Невьянске. Свой официальный трудовой стаж начал с 17 лет на Верх-Исетском металлургическом заводе. А в 1930 году его вместе с семьей командировали на завод «Электросталь», который и сейчас находится в одноимённом городе Московской области.

Когда началась война, дед не был призван на фронт, хотя и хотел защищать Родину с оружием в руках. У него была «бронь». Правительством было принято решение об эвакуации предприятий, представляющих стратегические интересы страны за Урал. Эшелон с оборудованием и «теплушки» с семьями рабочих отправились в г. Нижний Тагил. Овчинников Пётр Павлович был в числе тех, кто занимался и руководил эвакуацией. До Урала добирались долгих два месяца. В декабре 1941 года семья доехала до Свердловска и остановилась у родственников. Дедушка вновь устроился на Верх-Исетский металлургический завод в мартеновский цех ковшевым. Кто знает, что это за производство, тот поймёт, что это был очень и очень тяжёлый труд. За него рабочим давали повышенный пищевой паек.

   
   
У Петра Овчинникова передовая была у мартеновской печи. Фото: из личного фотоархива Светланы Мозгалиной

Дедушка, конечно, всё отдавал в семью, но этого было недостаточно. Помню, бабушка рассказывала, как она меняла свои вещи на картофельные очистки, чтобы накормить детей. Дома его почти никогда не было, рабочая смена зачастую длилась по 18 часов. Его передовая линия фронта была у мартеновской печи! «Всё для фронта, всё для Победы!» не было лозунгом для того поколения, это была их ЖИЗНЬ!

17 июня 1944 года дедушка не вернулся домой с ночной смены… Это был несчастный случай (во время того, как он в ковше менял кирпичную кладку, со стрелы работающего крана обрушилась плохо закреплённая многотонная металлическая плита). Дедушка не дожил один год до Великой Победы и один месяц до своего 39-го дня рождения».

Братская могила

«Здравствуйте, мои дорогие АиФовцы! – пишет Нина Васильевна Гребнева. – Я только что вернулась из поездки на воинское захоронение – Мемориал «Скорбящая мать»,что в 20 км от границы с Россией в Витебской области Белоруссии. 67 лет я хотела знать, где похоронен мой отец, погибший в декабре 1943 года.Активными поисками занялась в 2000 году, но нашла захоронение только в ноябре 2010 года.

Отец, Волков Василий Максимович, был перезахоронен в братскую могилу (противотанковый ров). А в 1970 году ей был дан статус Мемориала. Всего там захоронено более 7000 погибших защитников Отечества. Отец был парторгом стрелкового полка легендарной Гвардейской стрелковой Смоленской дивизии. Мне удалось выполнить свой дочерний долг – установить штендер-табличку около плиты, где начертано вечными чугунными буквами Имя моего отца. Горсть земли с могилы мамы мы передали папе, а в горсти земли с Мемориала привезли «привет» ей от папы. Пусть встретятся и поговорят…»

Нина Гребнева выполнила дочерний долг. Фото: из личного фотоархива Нины Гребневой

«АиФ-Урал» в преддверии Дня Победы продолжает «формировать» на страницах газеты и на нашем сайте «Уральский полк». Присылайте нам копии фотографий ваших родных – ветеранов Великой Отечественной войны, снимки тех вещей, которые хранятся в вашей семье, рассказы о тех, кто в вашем роду приближал Победу, цитаты из писем с фронта. Словом, всё, что сегодня является бесценным свидетельством истории. Таким образом мы с вами, уважаемые читатели, соберём «аифовский» альбом Памяти, подтвердим, что действительно никто не забыт и ничто не забыто.

Мы ждём ваших писем и фотографий (!), которые можно прислать по адресу: 620014, г. Екатеринбург, ул. Радищева, 28, офис 316. Или по электронной почте: rada@aifural.ru.