Примерное время чтения: 6 минут
133

Сын фронтовика проехал по местам Сталинградской битвы

В редакцию «АиФ-Урал» приходят десятки писем от наших читателей, хранящих память о близких, подаривших всем нам Великую Победу. Имена земляков – фронтовиков и тружеников тыла – должны знать все уральцы.

Встретимся после победы!

«Наш отец, Тихонов Михаил Иванович, был призван в Советскую Армию в 1938 году, – пишет нам от имени всей большой семьи Леонид Тихонов. – Служил, затем воевал в полку: 1542-й тяжелый самоходный артиллерийский полк Р.Г.К. За доблестную службу награжден орденом Отечественной войны 2-й ст., медалями: «За отвагу», «За Победу над Германией в войне 1941–1945 гг.», «За участие в штурме города и крепости Кенигсберг».

Служил он на грузовом автомобиле ГАЗ-АА «полуторка». В его задачу входило обеспечение перевозок для нужд части, а позднее обеспечение должного технического состояния автомобилей, а во время боев приходилось подвозить снаряды к орудиям.

Их часть, наступая, дошла до города Кенигсберг (ныне Калининград), затем после взятия города и крепости была снята с западного направления и переброшена на Дальний Восток для сдерживания агрессии милитаристской Японии.

Рассказывать о войне он не любил. Когда я был ребенком и читал книги о войне, то мне было интересно сравнить прочитанное с реальностью. Спрашивал его о нейтральной полосе. Он объяснял, что нейтральная полоса составляла примерно 3 километра. Каждый метр квадратный ее простреливался, «поливался» свинцом, и продвижение вперед было возможно только после артподготовки, которую и осуществляла их часть.

Тихонов Михаил. Фото: из личного фотоархива Леонида Тихонова

Довелось ему видеть и слышать «работу» реактивных снарядов «Катюша». Их стрельба велась с более отдаленных позиций, рано утром, в сумерках. Их, конечно, предупредили заранее, тем не менее, вдруг над их головами полетели с воем огненные шары с сторону вражеских укреплений. Им было, с одной стороны, страшновато, но в то же время такое явление, такая мощь вызывала и укрепляла у них веру в победу. После работы «катюш» вступали в действие орудия их части. Такой артподготовкой был создан ад для захватчиков, после чего успешно шло наступление.

Неоднократно во время движения в походной колонне приходилось ему попадать под бомбежку фашистских бомбардировщиков и пулеметный огонь истребителей. В данной ситуации главное было не растеряться, покинуть машину и удалиться от дороги в поисках укрытия на время бомбежки и обстрела, затем вновь продолжать движение.

Был и такой случай, что после бомбежки, когда вернулся к колонне, на месте его автомашины дымилась большая воронка. После этого он ездил на американском автомобиле «Студебеккер».

 Однажды, когда он набирал воду из колонки для заправки в радиатор автомобиля, то услышал крик: «Миша, Миша». Мимо проезжала танковая колонна, на броне которой сидели пехотинцы. С одного из танков спрыгнул совсем еще молодой мальчишка и побежал к нему навстречу. Наш отец узнал в нем своего младшего брата Ивана. Колонна шла в свой первый бой. Братья обнялись, и тут же Иван побежал догонять свой танк, крикнув на ходу, что встретимся после победы. Но бой для Ивана оказался и первым и последним. Он погиб в своем первом бою и похоронен в братской могиле под Сталинградом. Ему было всего 18 лет.

Наш отец был демобилизован в 1946 году. После войны он работал на сельхозпредприятии: водителем, электриком, пчеловодом. Вырастил и воспитал с женой Тихоновой Валентиной Гавриловной шесть сыновей».

Пропал без вести

А это письмо пришло к нам от Владислава Михайловича Шалагинова:

«Мой отец Шалагинов Михаил Петрович 1908 года рождения пропал без вести в 1942 году в Сталинградской битве.

Призвали его в армию 15 июля 1941 года и направили на курсы санинструкторов в г. Свердловск. Закончив курсы, 22 сентября 1941 года был направлен на Ленинградский фронт. Мама была в роддоме с сестрой, которая родилась 19 сентября 1941 года. Мы остались без отца: мне – 4 года, брату – 2 года, сестре – 3 дня. Сохранилось несколько писем. Из письма от 3 декабря 1941 года: «… придет время хорошее, встретимся и заживем по-хорошему опять, только надо победить фашистскую свору». Из письма от 29 июня 1942 года: «… разобьем Гитлера, кончится война, я вернусь домой, и заживем снова хорошо».

Фото: из личного фотоархива Владислава Шалагинова

Я более 20 лет искал, где погиб отец. В последнем письме от 16 октября 1942 года он пишет: «Я нахожусь в вагоне … дописываю уже в походе около Сталинграда … пишу письмо в квартире на привале 19.10.42». И штемпель «на треугольнике» «Сталинград». В дальнейшем удалось выяснить, в каком полку и в какой части воевал отец.

…8 ноября 1942 года дивизия заняла оборону на правом берегу Дона, восточнее хутора Староклетский Клетского района Сталинградской области. Потом начались кровопролитные бои, в которых и пропал без вести мой отец. В списках безвозвратных потерь 293 СД с 26 октября 1942 года по 31 мая 1943 года Шалагинов М.П. не значится.

Я связался с командиром полкового отряда «Вымпел» Свиридовым А.В., и мы (я, мой брат и двоюродный брат) летом 2008 года поехали на встречу с ним в г. Михайловку Волгоградской области. Мы проехали по местам боев Сталинградской битвы. Побывали и у хутора Староклетский Клетского района Волгоградской области.

Прикрепили овал фотографии отца на одном из памятников погибшим в боях в ноябре 1942 года. Рассыпали землю, привезенную из Екатеринбурга, на братской могиле и взяли землю с этой могилы».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах