Не забывайте этот праздник!
Сейчас, когда смотришь документальную хронику тех лет, понятно, что было в начале войны. Советская армия испытала горечь неудачных сражений и отступлений. Шли толпы пленных солдат. И мой папа попал в самое пекло тяжелых дней войны. Долгие годы мы не знали о папе ничего. Узнали, только когда стали составлять Книгу памяти. В газете «Алапаевская искра» 23.02.1995 года был опубликован список пропавших без вести. В этом списке написано: «Немытов Дмитрий Никандрович, 1908 г.р., рядовой, погиб в плену 15.09.1941 г. в местечке Масюковщина под Минском в Белоруссии».
Я вышла замуж в декабре 1950 года. Мой муж, Шадрин Валентин Яковлевич, 17-летним пареньком был призван в начале 1943 года. Служил рядовым. Сколько дорог пришлось прошагать! Не зря в одном из фильмов - «Контрудар» - генерал Ватутин сказал, что пехота - это главное действующее лицо на войне и о них надо заботиться. Хоть и был 1943 год, но каждое сражение давалось ценой неимоверных усилий. В одном из таких сражений мой муж был ранен, на лечении находился в госпитале в одном из городов Польши. Во время войны бывали и минуты отдыха, и тогда он брал баян, и солдаты подпевали ему. Приглашало его и фронтовое начальство: баянист во время войны поднимал настроение, боевой дух. Многие в такие минуты вспоминали семью, любимых.
Победу муж встретил в Кракове, но демобилизован не был по возрасту, был отправлен на срочную службу в Западную Украину, где принимал участие в боях против бандеровцев. Там он познакомился с украинским пареньком Павлом Лещенко, с которым дружил многие годы, даже семьями ездили в гости друг к другу. Домой пришел в октябре 1950 года.
В преддверии Великого Дня Победы хочется, чтобы молодежь никогда не забывала этот праздник и понимала, какая цена заплачена за эту победу. Всех с праздником! Здоровья участникам войны, труженикам тыла!
Вдова участника войны Шадрина Валентина Дмитриевна»
Счастливый кортик
«Я хочу рассказать о кортике, который мне достался по наследству. Мой прапрадедушка Каманин Родион в Великую Отечественную войну служил пулеметчиком и погиб в 1944 г. Его двоюродный брат Азанов Иван после этого случая захотел отомстить фашистам за смерть брата. Он пришел в военкомат, но его не взяли на фронт, потому что ему было 15 лет.
От соседки мама узнала, что он хотел уйти в армию. Она долго плакала и приговаривала, что и так все родственники на войне и ей будет тяжело без мужчины управляться по хозяйству. Она так причитала и уговаривала сына, что он был вынужден дать обещание не уходить на войну.
Прошло полгода. Ивану исполнилось 16 лет. В августе 1944 года его как одного из немногих мужчин направили в райцентр. Ребят отвезли в учебку Военно-морского флота, и только там выяснилось, что он, Иван, лишний. Так как отряд был сформирован, то перед начальством встал вопрос о возвращении Ивана домой. Однако он убедил их, что может служить, показав справку из сельсовета, где он пририсовал себе 2 года. Таким образом, Ивана оставили в отряде.
Отучившись, его отряд принял присягу, после которой всем бойцам были выданы кортики. С этим кортиком Иван не расставался всю жизнь. Отряд был отправлен воевать в Мурманск. Вскоре война закончилась, и этот же отряд, который понес малые потери на войне, сформировали еще раз и отправили для завершения Второй мировой войны в Японию.
Перед смертью, когда он был в глубокой старости, Иван не расставался с кортиком ни на секунду, постоянно носил его с собой и даже украдкой разговаривал с ним, вспоминая лица молодых парней, с которыми он воевал в Великую Отечественную войну.
Иван умер в г. Невьянске Свердловской области. Семье на память остались боевые ордена и кортик. Его дочь Любовь Ивановна очень боялась холодного оружия и всегда с опаской вытирала с него пыль. В 2007 году она передала кортик на хранение в нашу семью.
Теперь я знаю историю жизни своего прапрадеда и его двоюродного брата и украдкой от отца беру кортик в свои руки и рассматриваю парусник, выгравированный с одной стороны ножен, якорь - с другой стороны. Беру в руки твердую эбонитовую рукоятку и представляю, как бы я, в свои 15 лет, мог уйти воевать, защищать Родину. А торцы рукоятки блестят золотом великой страны, которой нет на картах, - СССР.
Камышин Иван, гимназия №13, Екатеринбург»
Смотрите также:
- «Ты мой раб», - презрительно сказал немец, покупая пленную русскую девочку →
- «Как долго длились эти дни...» Воспоминания уральцев о годах войны →
- Сын полка: побег на фронт закончился провалом →