Подобное неприятие нововведений вызвано боязнью потерять власть, экономические рычаги воздействия на территории и существенную часть финансового пирога.
Суть реформы – самостоятельность и контроль
«Местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог дотянуться до нее рукой» – так обозначил суть реформы местного самоуправления президент РФ Владимир Путин. За этой, на первый взгляд, общей формулировкой стоит совершенно утилитарная задача – повысить финансовую самостоятельность районов крупных городов, масштабы которых давно несопоставимы с советскими и сегодня сравнимы со средними муниципалитетами. Сегодня районы живут по смете и могут тратить только те деньги, которые им дает городская казна, и только на то, на что эти деньги им даются. Реформа предполагает, что бюджет появится в каждом районе города, а значит, думы районов, формирование которых предусматривает реформа, смогут принимать решения о перераспределении средств с учетом реальной потребности жителей.
Естественно, что городские власти, в руках которых сегодня сосредоточены все финансовые инструменты и все средства казны, не заинтересованы в изменении ситуации. Тем более, что районы перестают быть просто подчиненными и исполнителями и, получив больше свободы, сами становятся полноценными игроками на политической и экономической карте муниципалитета. Речь идет о борьбе за мощнейшие властные, финансовые, экономические и политические ресурсы местного самоуправления. Речь идет об источниках личного благосостояния, о карьерных и жизненных перспективах многих и многих известных персонажей и уральского, и российского политического ландшафта.
Принципиально важно, что и после реформы городская Дума и администрация города остаются со своими полномочиями и своим бюджетом. Это центральная власть, отвечающая за общегородские вопросы. Районные думы и администрации будут заниматься своими, районными вопросами и распоряжаться своими, районными бюджетами.
Плюсы новой реформы
Интересно, что в 80-е годы в стране успешно работала ровно та система, которую сейчас предлагается вернуть в крупных городах. Был городской совет народных депутатов, были районы, и у каждого из них – своя районная дума народных депутатов и свой районный бюджет. Это было время бурного развития Свердловска: никакого хаоса, полноценная власть и влияние населения на работу депутатов.
Если сегодня депутата выбирают несколько десятков тысяч человек, то за районного депутата голоса будут отдавать несколько тысяч избирателей. А это уже не однородная масса обезличенных жителей муниципалитета – это люди, многие из которых будут знать народного избранника лично.
Сегодня городская власть подконтрольна, по сути, одному человеку, максимум – узкому кругу лиц, «клану». Наделение районов большей самостоятельностью вернет населению Екатеринбурга возможность влиять на власть и повысит контроль жителей муниципалитетов за властью.
Интересен тот факт, что власти Екатеринбурга и конкретно мэр Евгений Ройзман в очередной раз выступают против позиции федеральной власти. Это уже не первый демарш главы гордумы. Напомним, что он активно выступал против политики Президента в отношении ситуации в Крыму.
Мнения о реформе
Во вторник, 8 апреля, депутаты Екатеринбургской Думы обсудили суть реформы и подготовили текст послания в Федеральное Собрание и в Госдуму, суть которого сводится к отрицанию нового законопроекта. Между тем позиция большинства депутатов демонстрирует лишь их необоснованные амбиции и нежелание «делиться» властью.
– Сегодня не муниципалитеты выступают против реформы, а администрация крупных муниципалитетов. Причины очевидны – децентрализация власти, децентрализация управления деньгами. Конечно, люди не хотят отказываться ни от денег, ни от власти.
Новая схема – это схема, которая позволяет понимать, как в пределах районов решить ту или другую проблему, связанную с благоустройством, решить за счет денег, зафиксированных в бюджете района. Это более гибкая система управления, учитывающая мнение населения.
Глава района -- это будет не человек, который назначается приказом городского мэра и который сидит на зарплате, управляет сметой и ничего не может в ней изменить. Это будет не чиновник, а районная Дума из депутатов, которых избирают люди и которые сами могут принять участие. Дума занимается управлением районным бюджетом по тем вопросам, которые отнесены к районному ведению. В 80-е годы, в советское время, когда Свердловск очень бурно развивался, местная власть была организована так: существовал городской Совет народных депутатов - - это был орган городской власти, существовали районы и, соответственно, районные Советы народных депутатов. Существовали бюджеты района, кроме областного бюджета, и ими управляли районные народные депутаты. В 1993 году, когда была ликвидирована система народных депутатов, Екатеринбург, тогда еще Свердловск, потерял первый элемент народовластия, первый элемент местного самоуправления – потерял эти самые районные Думы, осталась только городская Дума и - городской Совет народных депутатов. Но осталось деление на районы и остались районные бюджеты, этими бюджетами управляли не депутаты, как это было в советское время, а главы районов. В 2001 году произошел очередной этап этой «контрреволюции», - были ликвидированы районные бюджеты и был создан единый городской бюджет, который управлялся единой городской командой, а районы перешли на так называемые сметы. То есть главы районов уже не могли управлять деньгами, решая вопросы, которые стоят перед ними, в пределах районных бюджетов, они жили уже по такой четкой смете, где ничем не поуправляешь.
Но это прямо противоположное движение от идеи местного самоуправления, потому что местное самоуправление создается для того, чтобы местное население могло влиять на решения, принимаемые властью, и могло управлять определенными деньгами. Реформа по местному самоуправлению, которая сейчас предлагается командой Владимира Путина, ни что иное, как возвращение к истокам народовластия и к местному самоуправлению, которое работало здесь, при котором Свердловск-Екатеринбург рос и развивался.
Реформа местного самоуправления предлагает ввести два уровня: есть центральное городское управление, городская Дума, городская администрация, никто этого не ликвидирует. Городская администрация занимается общегородскими вопросами. Есть общий городской бюджет. Как это было всегда. Но при этом выделяются еще и районные Думы, которые могут управлять районными бюджетами в пределах тех полномочий, которые даются районам. Они не будут заниматься трамвайным движением или чем-то еще, общегородскими вопросами. Они будут заниматься вопросами, как благоустроить дома, дворы, содержанием тротуаров, помоек и так далее. Это вопросы, связанные с благоустройством, а не какие-то глобальные вопросы.
– Реформа МСУ даст хорошие перемены, в первую очередь возможность каждому избирателю достучаться до своего депутата. На сегодняшний день у людей такой возможности нет, что не мудрено: как один депутат может решить проблемы 65 тысяч населения Кировского района? Просто физически нет возможности обратить внимание на все проблемы.
Если мы говорим об интересах города, то я – за перемены. Посмотрите, во что превратили Екатеринбург? В большую помойку, все дороги разбиты! Если мы все вместе возьмемся за решение проблем, то мы их решим. Реформа МСУ предусматривает увеличение числа депутатов – порядка одного депутата на 5-6 тыс. населения. Главы районов будут избираться из числа депутатов. Сегодня же районные главы никаких полномочий практически не имеют.
Что касается неприятия реформы большинством депутатов, то, думаю, здесь речь идет только о личных амбициях и нежелании делиться властью: одно дело, когда 36 депутатов, и совсем другое, когда их 200.
– Президент РФ Владимир Путин в обращении к Федеральному Собранию заявил, что местная власть за эти годы не стала ближе к народу и продолжает оставаться сама по себе. Население все больше ожесточается, перенося при этом свою неприязнь на региональную и федеральную власти. Проблемы ЖХК… Кто виноват? Ну конечно, президент!
Владимир Путин внес предложение сделать местную власть двухуровневой, чтобы власть у людей была в шаговой доступности. Каким образом? Екатеринбург приобретает статус города с внутригородскими районами – самостоятельными и со своими деньгами. Районы будут наделены соответствующими источниками доходов и соответствующими полномочиями – начиная от создания досуга и заканчивая образованием народных дружин. Подобная реформа МСУ – ответ на запросы, которые существуют уже давно.
Отрицание подобной реформы сводится к тому, чтобы сохранить действующую систему. Из аргументов городских депутатов – только страхи, причем безосновательные и даже некорректные, что, дескать, резко возрастут расходы на обслуживание депутатов. Откуда они вообще взяли эту цифру – 700 депутатов? Это абсолютно непроверенные вещи, которыми нельзя оперировать. Это даже не лукавство, а провокация какая-то.
Глава города высказался против реформы МСУ, аргументируя тем, что Екатеринбург потеряет свое направление стратегического развития. А я уверен, напротив, что благодаря этому конкурентность районов будет повышаться.
Отрицание реформы – это политический шаг наших депутатов, некий эпатаж наших чиновников.
Смотрите также:
- Реформа МСУ. Смогут ли свердловчане дотянуться рукой до власти? →
- Свердловский вице-премьер примеряет кресло мэра Нижнего Тагила →
- В Свердловской области решается судьба народовластия →