В Свердловской области не утихают споры о возможной реформе местного самоуправления. Напомним, не так давно Заксобранием региона был принят пакет «законов возможности», который позволяет дать старт реформе. Специально уточним (ибо по этому поводу в последнее время достаточно различных инсинуаций) - именно позволяет, но не означает, что это будет сделано.
Как говорят авторы закона, они лишь дали возможность, в том числе горожанам, в первую очередь выбрать форму управления. Чтобы люди могли быстрее достучаться до чиновников, быстрее решить свои проблемы, получить положенные им государственные, муниципальные услуги.
При этом, уточняют эксперты, центральное городское управление, ни администрацию, ни думу, никто не собирается ликвидировать. И тем более не идет речи о расчленении города.
- Я недавно получил распоряжение главы города о назначении публичных слушаний по поводу разделения на семь муниципальных образований. Конечно, я против этого. И вообще, кому такая идея могла в голову прийти? – недоумевает свердловский губернатор.
Проблема, уверены эксперты, в том, что в последние годы в крупных городах наметился ощутимый разрыв между депутатами муниципальных дум и горожанами. На сегодняшний день на одного депутата городской думы приходится 60 тысяч жителей. Это все равно, как если бы в таких городах, как Тавда, Реж, Ирбит, избирался бы один депутат на весь город. По сути, об эффективном представлении интересов избирателей, тесном и продуктивном общении с ними в этом случае можно забыть. Другое дело, если на каждого депутата будет приходиться в разы меньше, 3-4 тысячи местных жителей.
- Власть в городах и организация власти на местах должна принадлежать не городским чиновникам, а думам, которые твердо знают, что творится в своем маленьком локальном пространстве, - уверен Сергей Майзель, заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области. - Главой района будет не чиновник, который назначается городским мэром, сидит на зарплате и управляет сметой. Это будет один из депутатов районной думы, а сама дума займется управляемым районным бюджетом.
- Люди получат право сами решать небольшой круг местных вопросов, имеющих значение именно для них - касающихся благоустройства быта, ЖКХ, содержания дорог. Для этого закон дает им право самоорганизовываться в органы власти местного самоуправления, более того - управлять бюджетами на районном уровне. В этом и есть его смысл, - говорит Евгений Куйвашев. – Вообще вся практика жизни крупных городов показывает наличие серьезной проблемы местного самоуправления. Местная власть, начиная с 1993 года, прошла путь крайне жесткой централизации, отказавшись от очень многих заложенных в ней принципов народовластия. Реформа предполагает их возвращение, возвращение системы местной власти по хорошо известной системе районных советов народных депутатов.