Везде надо работать, а делать это лучше всего – у себя на родине!» – считает гость редакции «АиФ-Урал», Народная артистка РФ, солистка Уральского русского народного хора Светлана Комаричева.
Работа души
Ольга Маслова, АиФ-Урал: Светлана Александровна, вы на сцене уже давно. Наверняка было время понаблюдать, отследить, какая всё-таки публика ходит на выступления русских народных коллективов?
Светлана Комаричева: В большинстве случаев это публика, так скажем, старшего поколения. Причём несмотря на то, что площадка наша, ДК Лаврова, находится в отдалении от центра, благодаря метро люди до нас добираются. И надо сказать, что публика эта постоянная! Даже не знаю, кто во время выступления получает больший заряд положительной энергии: мы, артисты, или те, кто в зале. Как говорится, кто мы вообще без этих людей? Для чего мы выходим? Для того, чтобы оставить какой-то след в душах слушателей, чтобы отвлечь их от не всегда приятной повседневности, ведь в нашем репертуаре есть такие вещи, которые влияют и на сердце, и на мысли.
– Получается, так, что как и классическая музыка, народная так же требует не только внимания, но и внутренней работы души?
– Это, без сомнения, так. Работы требует непростой, возможно, не каждый на неё способен. Отчасти, может, поэтому в современном мире не так много людей стремится на подобные концерты, ведь это не просто развлечение. Но понимаете, тут действует и жизненный закон. Я считаю, что каждому возрасту – своя музыка, ведь мы тоже когда-то были молодыми, и нам было по 15 лет, и нам хотелось чего-то более ритмичного, чтобы выплеснуть энергию. Тем не менее мы всё равно знали таких «культовых» артистов, как Русланова, Шульженко, Утёсов, знали русские народные песни, знали и понимали это искусство, точнее понимали его важность. Представляю, что сейчас юному поколению хочется подвигаться под что-то более живенькое! Кстати, именно поэтому у нас есть отдельные программы для школьников и других возрастных групп.
Ленина не знают
– И всё-таки вы и ваши сверстники в юности знали и народные песни, и их значимость, а сейчас, кого из подростков ни спроси, ни один не назовёт вышеупомянутого имени…
– Да что говорить, если они даже не знают, кто такой Ленин! Не ведая, что творим на самом деле, мы отрубили огромный пласт истории страны, негодуя на правителей того времени. Это просто ошибки нашего непонимания истории вообще. Мы не должны перечеркивать всё, что было. Тем более в том куске, что мы так стремимся забыть, существовало, кроме прочего, и очень богатое культурное наследие. Хорошее это прошлое или плохое, но оно было, поэтому ты должен знать свои корни, ты должен знать историю своей страны, тех, кто делал её. Ты можешь их критиковать, можешь относиться к этим людям неоднозначно, но ты должен их знать. У нас в стране теряется патриотизм. От того, что ты не знаешь свою историю, ты «голый»! Так и происходит, что накопленное в своей стране ты кладёшь быстренько в карман и торопишься за границу. А кто здесь-то будет отдавать всё, что ты накопил, всё, что тебе дала твоя страна, выучила тебя? Так ты отдай здесь! Сделай для неё хоть что-нибудь!
– От чего, по-вашему, россияне так стремятся уехать из родной страны?
– Я думаю, что это от юношеского максимализма. А дело в том, что там-то мы тем более не нужны. Там такая же история: есть свои нищие, есть свои богатые, так же как у нас. Никому не стоит думать, что за границей маслом для нас намазано, что на всех, кто приедет, дождь из денег посыплется. Везде надо работать, а делать это лучше всего – у себя на родине!
Культура по остатку
– Вы говорили, что в отвергнутой части советской истории, кроме прочего, была и богатая культура, значительный кусок которой выпал после перестройки. Долгий ли путь нам предстоит пройти, чтобы хоть что-то вернуть?
– Очень долгий. Это долгий путь почему – потому что для нас 20 лет – это много, а для развития государства – это ничто. Не успели, как говорится, наш пароход развернуть, это очень сложно. Но! Каждый, кто имеет возможность, должен внести свою лепту, свой вклад в это дело. Я думаю, мы уже сейчас на правильном пути, несмотря ни на что.
– Да только те люди, кто вносит лепту в возрождение культуры и духовности, имеют до безобразия низкие зарплаты. Это и сотрудники театров, и музеев, и библиотек, и ДК. Им жить не на что, что уж говорить о спасении страны.
– Все правильно. Эти люди – энтузиасты. Легендарные деятели культуры, которые уже жизнь свою отдали за искусство в тех же театрах, они получали мало, несмотря на свои заслуги и звания. Да что говорить, культура у нашей власти всегда была на остаточном принципе. Видимо, такая у нас ситуация – не хватает денег на культуру, может потому, что культурные люди не нужны. Да даже таких коллективов, как наш Уральский хор, у нас в стране всего одиннадцать! Несмотря на то, что подобные коллективы пытаются сохранить то немногое, что осталось от народного русского творчества.
– Тут, наверное, помощи одного только государства маловато будет…
– Раньше нам сильно помогали меценаты. Сейчас желающих отдать денежки и по пальцам не сосчитать, потому что немногие обладают сегодня душевным богатством в придачу к толстому кошельку. Ведь раньше такие меценаты создавали театры, строили больницы, школы, а сейчас всё, что ты или успел награбить или, ради бога, заработать – всё идет лишь на себя и свои причуды, но ничего не отдаётся родной стране. У них нет душевного тепла, чтобы помочь нуждающимся. Да что уж там музыкальным коллективам! Хотя бы в медицине. Кто разбежался помогать больным детям? Вы посмотрите, когда ребёнок заболевает, кто собирает деньги? Пенсионеры несут! И всё-таки уныние не для нас. Я согласна с Валентиной Толкуновой, жить нужно по правилу: каждый день – два добрых дела, не плакать о прошлом, а хранить и умножать то, что есть.
Смотрите также:
- Артист ТЮЗа Владимир Дворман: Дедом Морозом я стал случайно →
- Светлана Федорова: «Мы на этом денег не зарабатываем» →
- Владимир Шахрин в гостях у редакции «АиФ-Урал» →