Татьяна Шаманина, корреспондент «АиФ-Урал»: Международный фестиваль «Царские дни» проходит уже в тринадцатый раз. Расскажите, какую цель преследовало это событие с момента появления и как она трансформировалась со временем?
Елена Редкошеева: Основная идея – это возможность отдать дань памяти святым Царственным Страстотерпцам. В 2000 году прошла канонизация венценосной семьи, а уже с 2001 года традиционно стал проходить фестиваль православной культуры «Царские дни».
Разрушая штампы
– Расскажите подробнее об этой традиции.
– На месте убийства семьи Романовых, которое сейчас называют Русской Голгофой, сейчас располагается Храм-на-Крови.
В программе фестиваля главная часть мероприятия приходится на ночь с 16 на 17 июля. Именно в эту ночь были убиты члены императорской семьи и четверо слуг, которые находились вместе с государем. В этот дни в рамках «Царских дней» проходят торжественные богослужения.
Почитание семьи Романовых начиналось еще до ее прославления церковью. Впервые канонизация святых прошла в Сербской православной церкви в 30-е годы, затем в Православной церкви за рубежом в 1981 году. В России канонизация прошла в 2000 году, но почитание места, где была зверски убита царская семья, началось в Екатеринбурге с конца 80-х годов. В 1989 году состоялся первый молебен. Но так как почитание членов монаршей фамилии официально не приветствовалось, люди использовали самодельные иконы и хоругви. Сейчас их можно увидеть в Храме-на-Крови. Тогда люди сталкивались с негативным отношением со стороны государства, но даже несмотря на это, молебны продолжались.
Сейчас на «Царские дни» приезжает все больше и больше людей. А совсем недавно многие даже не знали о существовании такого мероприятия. К слову, до сих пор к царской семье относятся двояко: люди привыкли думать штампами, которые сложились во времена Советского союза. Существуют различные мнения о том, что Николай II – кровавый, что самодержавие – это плохо, и что Россия была отсталой в тот исторический период, а значит и смерть царя, по мнению многих, это чуть ли не благо. Поэтому одна из идей фестиваля – это сделать открытым доступ к настоящей истории и узнать намного больше о семье Романовых.
Искусство как служение
– Какие еще задачи ставят перед собой организаторы фестиваля?
Кроме просветительской, задача фестиваля – это покаяние. Мы стремимся, чтобы участники события осознали: много лет назад здесь совершился страшный грех, но при этом и великий духовный подвиг – на этот подвиг пошел самодержец со всей семьей и преданными ему слугами. Каждый должен понимать, что произошло незаконное свержение императора, ужасное убийство целой семьи. Не просто так Господь впускает в нашу жизнь такие события.
– Когда начинается подготовка к «Царским дням»?
– Начинаем весной, при этом к фестивалю готовится вся епархия. В конце мая мы участвуем в проекте «Ночь музеев», после которого есть всего неделя передышки. Затем вплотную беремся уже за «Царские дни». Для организации такой богатой программы нужно договориться с участниками программы и пригласить гостей.
– Как вы организуете программу фестиваля?
– О фестивале «Царские дни» многие знают, и артисты заранее звонят с желанием принять участие. Для них это тоже в каком-то роде служение. Каждый хочет сделать свое подношение царской семье: кто-то читает молитвы, а кто-то через творчество отдает частичку себя. Большая часть из них выступает во славу Божию. В основном участники проявляют инициативу, но некоторых профессионалов нам приходится приглашать. Например, историков, которые приходят выступать на царских встречах. Ведь основная часть из них – это люди светские, люди науки.
– А с самого ли начала истории фестиваля его программа была такая насыщенная?
– Конечно нет. В начале фестиваля как такового не было: ограничивались только 16-17 числами – затем захотелось расширить программу. Появилась мысль, что людям можно донести идею не только через молитву, хотя это центральная часть, но и через слово или музыку. Например, что касается музыкальных вечеров, то мы проводим их, используя рояль, который принадлежал царской семье. Благодаря таким ценным экспонатам на концертах создается невероятная атмосфера, связанная с историей жизни Николая II и его близких.
– А какие мероприятия программы фестиваля проходят из года в год?
– Традиционно это богослужение, малый и большой Крестный ход, фестиваль колокольного звона, в рамках которого проводятся мастер-классы и лекции. Также каждый год проходит выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению России» в ДИВСе. Часто привозят алтарные иконы, к которым женщина обычно не допускается, или чудотворные иконы. Можно заказать молебные требы, потому что не каждый может поехать далеко к святыням. Еще особенность выставки в том, что на нее приезжают даже Афонское и Иерусалимское представительства. Также для многих будет интересным посмотреть и купить товары народного промысла. Туда нужно идти с детьми, потому что мало где еще дети так концентрированно смогут увидеть то, что сейчас стало большой редкостью.
– В чем особенности фестиваля этого года?
– В этом году Россия отмечает 100 лет с начала Первой мировой войны и 110 лет – с начала Русско-японской. В связи с этим мы решили организовать лекции, посвященные этим событиям. Так же в рамках «Царских дней» открывается выставка, связанная с круглыми датами двух войн – ее откроет митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (выставка открылась сегодня, 14 июля, в 14:00 – прим. "АиФ-Урал"). В собрании представлены подлинные экспонаты времен Русско-Японской и Первой мировой войн. Можно будет увидеть уникальное золотое наградное оружие из Златоуста, награды, знаки отличия, фотографии и открытки из плена. Для меня это знаковое событие: подготавливая экспозицию, я нашла письма своей семьи, моего далекого родственника.
И кроме того, на выставке совсем скоро появится отдельный раздел, не связанный с войной, – это небольшая коллекция личных вещей Елизаветы Федоровны Романовой. Раздел посвящен 100-летию со дня ее первого визита в уральскую столицу. Ее блузка, перчатки и другие артефакты, принадлежавшие императрице, – все это будет размещено у нас, в Патриаршем подворье.
Путешествие духа
– На фестиваль приезжают люди со всех уголков России и мира. Расскажите, как организуется питание паломников?
– Уже второй год служба будет проходить на открытом воздухе, то есть у Храма-на-Крови будет установлена сцена, алтарь, экраны, чтобы все видели, как проходят богослужения. Конечно, храм очень большой, но не настолько. Он уже не вмещает то количество людей, которое прибывает на фестиваль. Что касается питания, то для паломников будет работать полевая кухня.
– А где на время фестиваля будут проживать паломники?
– Есть паломнический центр на Ганиной яме на 150 мест, который построили совсем недавно. Но на данный момент он уже весь забронирован. Возле храма строится палаточный городок, для тех, кто приезжает только на 16-17 числа, а потом едет домой. Для них будут стоять палатки на поляне. Остальным придется устраиваться своими силами. Есть люди, приезжающие сюда ежегодно, они с кем-то уже познакомились в Екатеринбурге и живут у них в течение фестиваля. Я, например, приглашаю к себе домой артистку, которая приезжает выступать из Москвы.
– Начиная с 2002 года в крестном ходе принимало участие около четырех тысяч человек, а в 2013 году эта цифра приблизилась к семидесяти тысячам. Как Вы думаете, что мотивирует людей приезжать?
Однажды меня поразило то, что к нам на «Царские дни» приехал гость из Испании, ему было около 70 лет. По его словам, у него совершенно нет корней в России, но ему очень хотелось посмотреть на русскую православную культуру, узнать о царской семье, побывать на службе и пройти с крестным ходом. Я была просто поражена, потому, что у нас в Екатеринбурге не все люди знают что такое «Царские дни», а тут человек из Испании приехал. Это пример того, что и у нас есть кем и чем гордиться. Нужно научиться гордиться своей страной!
Смотрите также:
- Царские дни: на Урале стартовал XV фестиваль православной культуры →
- Царские дни: останки алапаевских мучеников могут вернуть в Россию →
- Алексий Кульберг знает, как обрести подлинную свободу →