Разобщённость
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Отец Алексий, создаётся ощущение, что в последнее время мы проходим некую проверку на единение. Вам так не кажется?
Алексий Кульберг: Согласен. Всё чаще приходится наблюдать проявления того, что наш народ проверяется на то, насколько мы едины. Единение крайне необходимо. Как в семье, если в ней нет объединяющих факторов, нет общения по единым, понятным для всех ценностям, она рассыпается. В государстве, если нет объединяющих начал, если каждый живёт сам по себе, то происходит атомизация и распад. Думаю, что никакой нормальный человек не хочет распада семьи, как никакой нормальный гражданин не хочет распада общества. Но если у нас не будет единых фундаментальных ценностей общества, государства, то нам будет довольно сложно что-то противопоставить любой враждебной силе.
- Это, на ваш взгляд, непреодолимая разобщённость?
- Думаю, опять же как в семье. Как правило, когда в ней все хорошо, сытно, комфортно, люди «расползаются» - у каждого свои интересы, цели… Но стоит случиться какой-то беде - все моментально объединяются. Съезжаются все родственники, и они говорят друг другу такие слова, которые не произносили в обычной спокойной жизни, совершают такие благородные поступки, которых не делали в комфортных условиях. Что-то подобное происходит и в государстве. Если звучат внешние вызовы, если происходят беды или проблемы, происходит единение. Не показушное, не программное, а настоящее. В этих условиях даже чиновники ощущают себя зависимыми от общества, а люди, в свою очередь, понимают, что чиновник - это не тот человек, который хочет кого-то ограбить, а тот, который отвечает (в том числе своей головой) за состояние общества.
Сегодня церковь в лице Святейшего патриарха Кирилла, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла призывает нас к объединению друг с другом вокруг ценностей, которые традиционно созидали, создавали, собирали Россию.
«Свой - чужой»
- Почему сегодня «в тренде» поиск «врага в своем Отечестве», деление людей на «красных» и «белых», «своих» и «чужих», либералов и патриотов?
- Это не ново. Если раньше это деление происходило в окопах или на партийных сходках, то сейчас это деление происходит на тех площадках, на которых люди сходятся и расходятся. В том числе в социальных сетях. Человеку, который повреждён грехом, свойственно искать решение проблемы не внутри себя, а вовне. А какой тут способ? Сказать «я хороший, а этот плохой». По любому критерию: у меня кожа белая, а у него - жёлтая, или я болею за «Урал», а этот за «Спартак». Раз у вас хорошо, то мне от этого плохо. Главное, проявить агрессию. Корень этой болезни не в социальных сетях и не в духе XXI века. И жестокость, и зависть, и ненависть человека к человеку или общества к обществу можно было наблюдать и в XX, и в XIX, и в XVIII веках. Просто сегодня эти проявления более доступны, благодаря тем же соцсетям любой человек может прикоснуться к баталиям повреждённого грехом общества. Благодаря современным технологиям стали более доступны все эти дискуссии, эмоции, страсти.
- И эти же самые технологии могут использоваться для манипуляции?
- Они и используются весьма активно. Простой пример - акции протеста водителей против введения системы «Платон». В этом социально остром вопросе политики увидели возможность заработать себе очередные политические баллы. Так же, как, например, граждане Украины используются, как марионетки в большой игре, которую «большие люди» пытаются развести на их территории.
Но, повторюсь, корень проблемы остается там, где он был всегда, - в сердце человека, которое повреждено грехом. В сердце, которое завидует, злится, которое не умеет любить. И до тех пор, пока сердце каждого отдельного человека не изменится, его будут раздражать, задевать и использовать. Сердце - это первый рубеж. Если человек внимательно посмотрит, то он осознает, что им управляют страсти, которые он сам взрастил в своём сердце. И если он сможет с этими страстями, со своей немощью справиться, то всё остальное решаемо. Снимутся зависимости, и человек обретёт подлинную, глубинную свободу и подлинную любовь.
Праздники и будни
- Отец Алексий, в праздник Рождества традиционно храмы митрополии полны людьми. Без сомнения, то же самое произойдёт и в Крещение Господне. Между тем в будни такого наплыва не наблюдается. Вас это не огорчает?
- В жизни много что радует, много что огорчает. В Церкви так же, как в семье. Ведь мы же в семье не каждый день принимаем гостей, не каждый день для них накрыт стол, не каждый день мы отмечаем праздники. Есть время, когда мы живём один на один с родственниками.
В Церкви такая же точно жизнь. Есть неделя, каждый день которой в большинстве храмов Екатеринбурга совершаются службы. На них приходят люди. И если посчитать тех, кто в течение недели пришли тихонечко помолились, получаются все те же десятки тысяч, которые в Рождество, Крещение или в Пасху приходят в храм. Это одни и те же люди. Просто впечатляющая, красивая картина, которая получается при массовом скоплении людей в праздники, вызывает порой вопрос: «А почему у вас не так людно каждый день?». А почему у вас дома не каждый день пир горой и не каждый день вы приглашаете гостей?
Конечно, хотелось бы, чтобы каждый день был праздником, но в жизни так не бывает. Поэтому меня лично не смущает ни изобилие людей в храмах в праздники, ни сдержанность и малолюдность в будни. Как священник, я, честно говоря, не представляю, чтобы делал, если бы каждый день храм был бы переполнен. Ведь общение с человеком в церкви, оказание ему духовной помощи - очень тонкое, индивидуальное дело, которое занимает не пять минут и даже порой не час.
Другое дело, что у нас в городе недостаточно храмов, куда бы люди могли прийти. Если будет реализована программа строительства 20 храмов к 2020 году, о которой администрация Екатеринбурга подписала соглашение с епархией, то просторные храмы появятся в спальных районах. И люди получат возможность регулярно, в будние дни ходить в храмы около дома, а не за тридевять земель. Обязательно нужно создавать условия, чтобы приход в храм был гармоничной составляющей жизни горожанина и в праздник, и в будний день.