Автопутешествия. Как не заснуть за рулем во время дальних поездок

Лето-2020 – пик внутреннего туризма, пожалуй, впервые за многие годы. Мы уже рассказали, как подготовиться к дальнему автопутешествию и как подбирать попутчиков. Поговорим теперь о самой дороге и водителе.

   
   

Один из самых главных врагов водителя на трассе – внеплановый сон. По моим личным наблюдениям – опытного водителя и бывшего спасателя МЧС, именно внезапное выпадение водителя из реальности часто приводит к самым страшным ДТП. Или к внезапному перемещению автомобиля с дороги в кювет. Здесь несколько советов о том, как этого избежать.

Как не заснуть в последний раз

Внеплановое засыпание за рулем – одна из главных опасностей, подстерегающая на трассе всех, кто едет на дальние дистанции. И часто встречающиеся в кюветах фуры – тому живая иллюстрация. Они же намекают: не думай, что раз ты весь из себя опытный водитель, то за рулем ни за что не заснешь.
Водила вон того длинномера, уютно улегшегося на бочок, наверняка тоже не салага, раз такую бандуру водит. А вот поди ж ты...

Монотонное движение по трассе в уютном водительском кресле часами напролет способно свалить в сон даже кофемана, страдающего от бессонницы и обожравшегося амфетамином.

Фото: «АиФ-Урал»/ Марина Молдавская

Часто трасса с идеальным дорожным покрытием и плавными поворотами может быть в разы опаснее раздолбанного проселка. Потому что езда по ней, да еще на хорошей, комфортной машине, убаюкивает почище колыбельной.

Сон за рулем приходит внезапно. Вроде едешь и едешь, слушаешь магнитолу, даже почти не зеваешь. Даже особой усталости можешь не чувствовать. Близость сна можно определить по морганиям: раз веки сомкнулись на секунду, второй раз, третий. Потом глаза закрываются уже на полторы секунды, или на две, или на три…

Первое правило дальнобойщика: хочешь спать – спи!
   
   

А потом открываешь глаза – и удивляешься, почему вокруг лес, а у тебя перед носом сосна – достаточно выключится на несколько секунд, чтобы проснуться в кювете или... не проснуться совсем.

Поэтому первое правило дальнобойщика: хочешь спать – спи. Понимаешь, что вырубаешься – найди карман, заправку, стоянку – любую безопасную площадку чуть в стороне от трассы, где тебя не снесет другой засыпающий водитель, и остановись. Проверено – даже 15 минут дремы на водительском месте дают организму частично восстановиться.

Лучшее время на трассе – рассвет
Летом он начинается около 3:00. Выезжать лучше всего в это время – на трассе уже светло, но пока безлюдно. Большинство дальнобоев еще мирно спят в своих спальниках, а дорожники – в строительных вагончиках, дачники еще не спешат в сады, на работу и с работы тоже еще никто не едет, соответственно, и камеры только стационарные дежурят. Пока трасса заполнится машинами – несколько сотен километров можно отмахать.

Если уже слипаются глаза, то со сном бороться поздно – надо отдаться ему в безопасном месте.

А что делать, чтобы спать долго не хотелось?

Способов борьбы со сном великое множество. Некоторые из них работают довольно избирательно.

Например, самый очевидный – кофе. На самом деле литры выпитого кофе не всегда способствуют бодрости – тут все зависит от индивидуальных особенностей организма. Иногда бодрящий пендель может выдать не сам кофеин, а добавленные в напиток сахар или сироп – вот сладости точно бодрят. А чрезмерное потребление кофе может дать обратный эффект.

Еще сложнее с энергетиками – они могут вбросить в организм вещества, которые на короткое время его оживят и сделают бодрее. Но действие это будет очень недолгим, зато потом может наступить откат, и спать захочется еще сильнее.

В общем, эти средства хороши, когда до цели осталось совсем немного и нужен последний рывок. Полчаса-час, 50–100 километров. Это максимум, что даст вам банка энергетика.

Потренируйтесь
Если впервые планируете поездку на несколько тысяч километров, лучше заранее потренируйтесь на более коротких маршрутах – съездите в соседний город, например. Лучше всего той же компанией, которой собираетесь путешествовать. Получите кое-какое представление чего ждать от других и от себя и от машины.

Более долгий эффект дает крепкий чай. Термокружка с ним – хорошее дополнение для интерьера кабины. 

Еще помогают витамины – например, обычная аскорбинка. Некоторые дальнобои, чтобы не заснуть, едят за рулем лимоны – нарежут заранее дольками и понемногу жуют. Но подойдет и заранее почищенный грейпфрут или апельсин.

Еще бодрит прохладный душ – можно просто полить голову холодной водичкой. Неплохо еще помыть холодной водой глаза (чтобы не слипались) и за ушами (не спрашивайте почему, это старая шоферская мудрость, которая, зараза, работает).

Фото: «АиФ-Урал»/ Марина Молдавская

Еще для профилактики сна неплохо, когда с водителем общается пассажир. На этом часто выезжают автостопщики: дальнобойщики их берут в попутчики, чтобы поболтать и не клевать носом в руль.

Когда попутчиков нет, можно разговаривать с радио, с аудиокнигой или с самим собой. Причем вслух – так эффективнее. Главное – чтобы это не перешло в привычку, а затем в клинику. Можно попробовать подпевать магнитоле.

Дальняя поездка – это не только способ с комфортом посмотреть страну, но и своеобразный челлендж для автомобилиста. Неплохая разновидность активного отдыха – главное, не превращать его в экстремальный.