Через семью и личность. Уральские историки нашли подход к молодежи

Историю страны молодёжь лучше всего познаёт через историю своей семьи. © / pobedarf.ru / «АиФ-Урал»

«История, события, личности интересны людям тогда, когда они так или иначе воспринимаются через себя. Вот вам и подсказка, как сегодня достучаться до молодёжи», – говорит руководитель Центра истории «Опорный край державы», доктор исторических наук Анатолий Кириллов.    
   

Досье
Анатолий Кириллов родился в 1947 году в Магнитогорске. Окончил Магнитогорский горно-металлургический институт, Свердловскую высшую партийную школу. Политолог, создатель Уральского центра Б. Н. Ельцина. Доктор исторических наук, профессор. Руководитель Центра истории «Опорный край державы». Автор многочисленных книг, посвящённых Великой Отечественной войне.

Последовательное изучение истории неинтересно

– Анатолий Дмитриевич, в конце года принято говорить об его итогах, вы их уже подвели?

– Конечно, я оглядываюсь назад, вспоминаю все события, встречи, проекты… Как и многие, по понятным причинам хочу поскорее проводить этот сложный год, но при этом с удовольствием отмечаю – для меня этот год, год юбилея Великой Победы, был сопряжён с творческим подъёмом.

Вышла моя книга «Маршрут победы», посвящённая городам-героям, городам воинской славы, орденам, медалям и так далее. Она новая, в том числе концептуально. Часто и активно общаясь с молодёжью, я пришёл к выводу, что сегодня говорить с современным поколением о событиях, связанных с Великой Отечественной вой­ной, связно, последовательно – невозможно и бессмысленно. Им такой подход не интересен!

При довольно высоком уровне общей информированности у молодёжи очевидно снижается уровень знаний об этом периоде истории нашей страны.

– То есть к нынешней молодёжи нужен особый подход?

   
   

– Совершенно верно. И мы его, как мне кажется, на­шли. В социальной сети начала успешно работать группа нашего центра «Урал на маршруте Победы», и мы увидели, к чему, с одной стороны, интерес молодёжи абсолютен, а с другой стороны, что действительно нужно знать обязательно, поскольку это основа нашей гордости за Победу.

В первую очередь речь идёт о городах-героях, городах воинской славы и городах трудовой доблести. И в этой связи об Урале как об опорном крае Победы. Мощь Урала не была учтена немецкими стратегами, а ведь именно здесь ещё до войны был создан промышленный комплекс, что позволило в начале войны перебросить сюда ключевые оборонные предприятия.

Не зря же маршал Советского Союза Георгий Жуков сравнивал эвакуацию и восстановление промышленных предприятий в годы войны с величайшими операциями Второй мировой. Производство уральских заводов мгновенно было перепрофилировано под нужды военного времени. К концу 1941 года на Урале уже было развёрнуто производство танков Т-34, которые приняли участие в битве под Москвой. И сегодня очень важно, чтобы молодёжь понимала, за что Екатеринбург и Нижний Тагил (как, впрочем, и другие города России) получили в этом году звание «Город трудовой доблести».

Конечно, необходимо донести до молодёжи и историю Уральского добровольческого танкового корпуса. К слову, 80-летие УДТК совпадает с годом 300-летия Екатеринбурга. Вокруг этой страницы истории Урала в годы Великой Отечественной войны сложилась странная ситуация. С одной стороны, много сделано для просветительства, а с другой – уровень знаний относительно УДТК низкий.

Источники информации не всегда адекватны

– В чём причина?

– К сожалению, как это часто у нас бывает, на поверхности создаётся шум, а в глубине – тишина. 11 марта, в день рождения Уральского добровольческого танкового корпуса, к памятнику возлагаются цветы, в музейных центрах проводятся тематические мероприятия, а в школах этот день не является праздником, памятной датой. Между тем этот день должен отмечаться в каждом учебном заведении, в том числе собственными выставками, докладами, проектами.

О роли личности в истории также нужно говорить. И в этом отношении нынешнему молодому поколению весьма интересна судьба нашего легендарного разведчика Николая Кузнецова, чьё 110-летие мы будет отмечать в следующем году. Этот человек – воплощение уникального уральского характера! Особое отношение у уральцев и к Георгию Жукову, и сегодня очень важно сохранить это отношение.

Но, наверное, самое главное, через что нужно сегодня искать подход к молодёжи, – это семья. Не ошибусь, если скажу, что вклад в Победу внесла каждая семья, и молодое поколение должно об этом вкладе знать.

– А как подавать эту информацию? Предположу, что бесперспективно склонять подростка к серьёзному, обстоятельному разговору.

– Опять же через его интерес. Он, например, я вижу, проявляется к истории орденов и медалей. Когда они появились? В связи с чем? Мы, например, показываем ребятам Орден Победы и рассказываем, что в 1943 году, после коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, у руководства страны возникла необходимость в учреждении высшего военного ордена.

Точно так же мы рассказываем о медалях за оборону российских городов – «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда» и так далее. Узнав историю наград, подросток в любом случае пойдёт дальше, пытливость заставит его покопаться в истории семьи, узнать, за что его дед или, скорее уже, прадед получил ту или иную медаль. И это только один из примеров путей подхода к подрастающему поколению.

Понимаете, сегодня молодёжь пользуется огромным количеством источников информации, причём далеко не всегда адекватных. Мы знаем, что сейчас весьма распространено «оппонирование Победы», отличительной особенностью которого являются ложь, грязь, опорочивание событий Великой Отечественной войны и её участников. Поэтому так важно сформировать у молодёжи истинный образ Победы и сохранить его.

В изучении истории всегда необходимо возвращаться к тому, что уже было, так как все события так или иначе переплетаются между собой.

Позволю себе привести аналогию. В следующем году Россия будет отмечать 800-летие Александра Невского. Давайте говорить прямо, мы мало что знаем об этой личности, но у нас сложился очень важный образ: «Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет». По сути, это линия нашего государства, и победа в Великой Отечественной войне включена в этот контекст. 

Беспамятство культивируется искусственно

– Падение интереса к событиям Великой Отечественной войны сегодня нередко называют естественным – для молодого поколения это дела давно минувших дней.

– Не настолько давно минувших, чтобы их забыть. Другое дело, что беспамятство сегодня часто искусственно культивируется. Поэтому и нужно работать с молодёжью. Но ни в коем случае не давить, а заинтересовывать. Это работает! Не так давно мы провели конкурс сочинений, посвящённый маршалу Жукову, в котором приняли участие ребята из более чем 30 городов области. Их же никто не принуждал. А какие глубокие работы они написали!

Молодёжь любопытна, и я бы не стал говорить о том, что ей не интересна история своей страны, своего региона, своей семьи. Смотрите, до пандемии к нам в центр ребята приходили классами. Хорошо, «спишем» это на активность неравнодушных педагогов.

Но после введения ограничительных мер мы на продолжительное время потеряли возможность принимать гостей. И что? Повысилась активность посетителей нашего раздела «Урал на маршруте Победы» в социальной сети – тысячные просмотры изо дня в день. Это о многом говорит. А сейчас мы дополнили, расширили информацию в группе музея. И что? В день памяти Павла Петровича Бажова несколько сотен человек заинтересовались информацией о нём. Ко Дню героев Отечества мы рассказали о наших уральских героях – и снова сотни просмотров.

Более того, на днях ко мне обратился один человек. Говорит, мы живём на улице Никонова, но люди не знают, что это наш уральский писатель. Я собрал информацию, выложил, и вновь оказалось, что людям (в том числе молодым) это интересно. Признаюсь, даже для меня это стало неожиданностью. Но в этом очередное подтверждение того, что история, события, личности интересны людям тогда, когда они так или иначе воспринимаются через себя. Вот вам и подсказка, как сегодня достучаться до молодёжи. Мне кажется, грех ею не воспользоваться.