Царские дни: на Урале стартовал XV фестиваль православной культуры

предоставлено пресс-службой Екатеринбургской епархии

Главное событие

«Царские дни», которые проходят на Среднем Урале уже много лет, – это главное событие для каждого истинно православного свердловчанина, – считает наша читательница из Ревды Елена Коренева. – С убийством семьи Романовых произошла смена эпох, и так получилось, что Екатеринбург стал «проклятым» местом. С другой стороны, именно эта трагедия и всё, что с ней связано, привлекает в регион массу паломников и туристов…»

   
   

Напомним, что семья Романовых вместе со свитой была расстреляна в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля, в полуподвальном помещении дома инженера Ипатьева. Убили, что называется, «по-тихому», без суда и следствия. Большинство современных историков сходятся во мнении, что принципиальное решение о расстреле Николая II с домочадцами было принято в Москве. При этом обычно указывают на руководителей Советской России Свердлова и Ленина.

С судьбой семьи Романовых неразрывно связана и история дома Ипатьева, снесённого в 1977 году. В разрушении здания обыватели до сих пор винят тогдашнего первого секретаря Свердловского обкома КПСС, будущего президента России Бориса Ельцина. Однако многие историки считают, что перекладывать ответственность за этот акт вандализма на плечи одного человека несправедливо.

География фестиваля «Царские дни» в Екатеринбурге. Фото: «АиФ-Урал»

Согласитесь, за три дня, пока сносился особняк, никто из свердловчан под бульдозер не кинулся, а «акции протеста» если и происходили, то шёпотом, на кухнях. И конспиративную версию о причинах происходящего – необходимость реконструкции дороги – все «проглотили».

Своё неоднозначное отношение к «поручению» партии сам Ельцин высказал в книге «Исповедь на заданную тему»: «Неожиданно получаю секретный пакет из Москвы. Читаю и глазам не верю: закрытое постановление Политбюро о сносе дома Ипатьевых в Свердловске. А поскольку постановление секретное, обком должен брать на себя всю ответственность за это бессмысленное решение».

Но в любом случае сегодня любой приезжающий в Екатеринбург иностранец или житель другого российского региона считает важным посетить Храм-на-Крови, построенный в 2003 году именно на месте дома Ипатьева.

Исторический казус

Важный момент: в конце мая этого года часть улицы Толмачёва в Екатеринбурге была переименована в улицу Царскую. Новые адреса получили шесть нежилых зданий на участке от Первомайской до Николая Никонова, в числе которых – Храм-на-Крови.    
   

Дело в том, что ранее имел место некий исторический казус: одна из крупнейших православных церквей в России, храм в честь погибших стоит на улице, названной в честь большевика-революционера, в определённом смысле – их палача.

Правда, большинство горожан, живущих на улице Толмачёва, с переименованием были не согласны. Тогда власти Екатеринбурга, заручившись поддержкой православной общественности, пошли на компромисс. Новое имя получила лишь часть Толмачёва, где нет жилых зданий.

«С радостью за город и его жителей я воспринял новость о переименовании части улицы Толмачёва в улицу Царскую, – прокомментировал это решение митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. – Безусловно, это мудрое и взвешенное решение. Горожане, проживающие на не переименованной части улицы Толмачёва, не будут обеспокоены заменой документов, а многочисленные прихожане и паломники Храма-на-Крови будут устремляться в Царский храм на Царской улице».

Не только просвещение

На заметку
В период «Царских дней» божественные литургии пройдут также в мужском монастыре Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Алапаевске, где в 1918 году также были убиты члены дома Романовых и близкие к ним люди.
Стоит отметить, что «Царские дни» – это не одно или не два, а целая программа культурных, религиозных и просветительских мероприятий. Даже простой их анонс мог бы занять не одну газетную полосу. XV международный фестиваль православной культуры продлится в Свердловской области до 20 июля. Музыкальные вечера, концерты, встречи с теологами, артистами, историками и журналистами, выставки, посвящённые царской семье, и, конечно же, традиционный крестный ход от Храма-на-Крови до монастыря на Ганиной Яме – всё это и многое другое привлекает сегодня тысячи паломников да и просто туристов со всего мира.

В рамках «Царских дней» также пройдут православная выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению России» и фестиваль колокольного звона «Благовествуй, земля Уральская!». Последний завершится мастер-классом для всех желающих. При этом вход на все мероприятия – свободный.

Но организаторы всегда подчёркивают: задача фестиваля – не только просвещение, но и покаяние. Необходимо, чтобы участники события осознали: много лет назад здесь, в Екатеринбурге, совершился страшный грех. И покаяние это имеет не только религиозный, но и исторический смысл.

Покаянный крестный ход

Больше 20 километров пути, четыре-пять часов пешком, десятки тысяч паломников… В ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге пройдёт традиционный Царский крестный ход от Храма-на-Крови до монастыря Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме.

Первые крестные ходы по пути, которым расстрельная бригада тайно вывозила тела царской семьи из города, проводились ещё в начале 90-х годов. Тогда в молитвенном шествии принимали участие всего лишь несколько десятков человек. В 2000 году крестный ход собрал уже 300 паломников. А спустя два года от недостроенного ещё Храма-на-Крови до монастыря на Ганиной яме прошёл первый общеепархиальный крестный ход, возглавляемый правящим архиереем. Тогда казалось, что он собрал рекордное количество участников – около трёх тысяч паломников и сто священнослужителей.

Царский крестный ход пройдёт по маршруту: Фото: «АиФ-Урал»

С тех пор каждый год всё больше гостей фестиваля Царские дни принимало участие в покаянном шествии. В году минувшем, например, от Храма-на-Крови до Ганиной Ямы прошли около 60 тысяч паломников. Для участия в Царском крестном ходе на Средний Урал приезжают паломники не только со всех уголков России, но и из-за рубежа. Скажем, в шествии 2015 года в память об убийстве императорский семьи приняли участие семь самураев из клана Саумадзу – 29-й глава их династии, князь Симадзу Тадаёси, в 1891 году во время захода российской эскадры в Кагосиму принимал цесаревича Николая. Гости шли вместе с паломниками в полном самурайском облачении.

К слову, маршрут самого массового крестного хода на Среднем Урале уточнялся в 2003, 2005 и 2010 годах в сторону приближения к истинному историческому пути, которым везли тела Царственных Страстотерпцев к месту их уничтожения.

Помощь в пути

Царский крестный ход традиционно начинается в 02.30 после ночной Божественной литургии, в которой могут принять участие все паломники. «Всенощное бдение и ночная Божественная литургия, предваряющие крестный ход, будут совершены под открытым небом на специально устроенном помосте на площади перед храмом и на перекрытой проезжей части улицы Царской, – говорит старший священник Храма-на-Крови протоиерей Максим Миняйло. – На паперти Храма-на-Крови будет возведён алтарь, установлены большие видеоэкраны и мощная акустическая система, прожектора. В эту ночь тысячи человек смогут принять участие в богослужении, исповедоваться и причаститься».

В организации столь многолюдного и длительного шествия Екатеринбургская епархия большое внимание уделяет обеспечению безопасности паломников. Так, колонну будет сопровождать бригада скорой медицинской помощи. Кроме того, в крестном ходе принимает участие более 20 мобильных групп, каждая из которых состоит из священника, сестры милосердия (девушки будут в апостольниках с красными крестами), представителя Успенского братства и добровольца (в красной футболке). «Мобильные группы окажут паломникам необходимую помощь, – рассказывает руководитель добровольческой службы Православной службы милосердия Анастасия Казаринова. – С духовным вопросом можно будет обратится к священнику, добровольцы решают «бытовые» проблемы (пересадку уставшего человека в автобус, например), а сёстры милосердия имеют при себе аптечку для оказания какой-то медицинской помощи».

Крестоходцев по прибытии в монастырь будут ожидать полевые кухни, где можно будет позавтракать. Кроме того, в город они смогут вернуться на бесплатных автобусах, которые будут курсировать с интервалом в 20-30 минут с 8.00 до 17.00 по маршруту монастырь – посёлок Шувакиш – ДГКБ №9.

Мир – это главное

Анатолий Кириллов, историк, директор Центра истории Свердловской области:

– Дом Ипатьева, снесённый в 1977 году, был памятником убийству царской семьи. Некоторые по сей день говорят, что это Борис Ельцин, проснувшись не с той ноги, дал приказ разрушить дом. Однако на самом деле решение о его сносе было принято на заседании политбюро ЦК КПСС. Видите ли, в то время ЮНЕСКО планировал внести дом Ипатьева в число объектов мирового культурного значения. Если бы это произошло, закрытый на тот момент Свердловск, где располагалось огромное количество оборонных предприятий, должен был бы обеспечить доступ иностранным туристам к особняку. «Наверху» этого не могли допустить. Поэтому Андропов обратился в ЦК КПСС с «рекомендацией» о сносе здания. Невозможно представить, что Ельцин, только что занявший место первого секретаря Свердловского обкома КПСС, мог бы не выполнить распоряжение «сверху». Он бы в одночасье лишился своего поста.

Царские дни – событие мирового масштаба. Они значимы для всех русских людей во всем мире. Меня тревожит, как мы подойдём к «Царским дням» в 2018 году. Важно, чтобы подготовка велась глобальная и ответственная. Нужно разрабатывать специальные мероприятия, крупнейшие выставки и встречи учёных и деятелей культуры, уделяя особое внимание позиции, с которой мы смотрим на события тех лет. Это должна быть позиция исторического анализа, а не так, что кто-то сильнее виноват, а кто-то менее.

Главный урок, который мы извлекли из кровавого периода нашей истории, – нельзя допускать гражданского противостояния. Долгожданный мир, к которому мы пришли через столько войн, революций и репрессий, это лучшее, что может быть в жизни каждого человека. Мир, который сумели сохранить и советские правители, и лидеры новой России, – это самая большая ценность для всех нас.

Без прошлого нет настоящего

Александр Левин, председатель свердловского творческого союза журналистов:

– «Царские дни» – важная дата не только для Свердловской области, но и для всей России. Это память, история, наше прошлое. А, как известно, без прошлого нет настоящего и будущего. Это важный день для истории России, памятное событие, из которого каждый из нас должен извлечь урок.

Храм-на-Крови в Екатеринбурге появился благодаря тогдашнему губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю. Он сам день и ночь проводил на стройке. Как сейчас помню, что оперативки глава региона назначал на 7 часов утра и внимательно следил за строительными работами. Он искренне считал, что если храма на месте расстрела царской семьи не будет, то революция в головах людей будет продолжаться. Этот храм святое место, которое должно воплотить в себе человеческие ценности, людское покаяние и прощение.

Храм важен и с точки зрения архитектуры. Очень много людей предлагали свои варианты строительства, но в итоге победила нынешняя концепция, которая очень точно передаёт дух той эпохи.

Мы упустили время

Вадим Винер, президент информа­ционно-туристи­ческого центра Свердловской области:

– На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос, принадлежат ли найденные близ Екатеринбурга останки членам императорской семьи. Было проведено сотни различных экспертиз, которые так и не дали сделать специалистам какой-то однозначный вывод. В то же время исследования, проведённые в Восточно-Мичиганском университете в Лос-Аламосской лаборатории, а также экспертизы в Японии позволили сделать вывод, что останки не принадлежат членам семьи Романовых. Я, кстати, полностью доверяю зарубежным специалистам.

И ещё один интересный момент. Рядом с останками цесаревича Алексея и великой княжны Марии были найдены 15 копеек 1930 года и три пули от пистолета ТТ 1943 года выпуска. А теперь ответьте мне на вопрос, какое отношение эти предметы имеют к 1918 году? В общем, сомнения насчёт подлинности останков не сняты, и церковь настаивает на более детальной экспертизе.

Исторический факт, что семью последнего российского императора Николая II расстреляли в Екатеринбурге, никто, к счастью, под сомнение не ставит. И на этом Свердловская область могла бы собрать хорошие сливки в плане привлечения туристов. Однако программа Царских дней верстается в последний момент, и, конечно же, иностранный турист, когда планирует свой отпуск и не находит эту программу, отказывается от поездки на Средний Урал.

В 2013 году отмечалось четырехсотлетие дома семьи Романовых. Каждый регион страны из кожи вон лез, чтобы привлечь к себе туристов, а наша область, которая имеет к императору самое прямое отношение, стояла в стороне. Каких-то крупных мероприятий и событий не было, мы упустили время.

Впереди 2018 год. Столетие со дня убийства императорской семьи. И что же мы видим? Оргкомитет по проведению памятной даты до сих пор не создан, работа с эмиграцией, желающей попасть на Средний Урал и провести здесь съезд, не выстраивается. А потом мы удивляемся, что наша область известна на весь мир только тем, что здесь родился первый президент России Борис Ельцин и что здесь была сформирована преступная группировка ОПС «Уралмаш».

Выводов не сделали

Пётр Мангилёв, протоирей, историк:

– Царские дни – важное для всех россиян мероприятие. Если говорить о судьбе страны, то это повод задуматься, понять то, что произошло почти 100 лет назад.

Многие тогда полагали, что существующие неустройства жизни могут быть изменены внешними переменами. Прошло столько лет, а соответствующих выводов мы так и не сделали и по-прежнему считаем, что можем искоренить наше неблагополучие благодаря внешнему перевороту. А в жизни ничего не будет меняться, если не изменимся мы сами, не изменим своего отношения к происходящему и самим себе. Царские дни являются живым напоминанием преступления большевиков. Это повод задуматься, сделать выводы, покаяться. А покаяние предполагает уход от прежней жизни. Мы же этого не делаем.

Одним из основных вопросов в дореволюционное время был вопрос земли. С какой жадностью её тогда делили! И вот прошло 100 лет, и земля оказалась не нужна – на ней просто некому работать! Убийство царской семьи стало квинт­эссенцией происходящего в досоветское время, которое имеет еще и символическое значение. Убивая царскую семью, большевики уничтожали и старую Россию, и прежнее отношение к стране. Это было больше чем убийство.

Снос дома Ипатьева стал политическим решением. Если в первый период своего существования советская власть как-то гордилась фактом цареубийства (в доме Ипатьева был музей, туда водили людей), то во второй половине началось стеснение этим обстоятельством. Оно и понятно. Для любого духовно здорового человека ясно, что большевики совершили ужасное преступление, убив не только взрослых, но и детей с особой жестокостью. А поскольку дом Ипатьева служил всем нам напоминанием о страшном преступлении, в какой-то момент появилось большое желание вычеркнуть его из памяти.

Смотрите также: