На Среднем Урале в очередной раз активизировались споры о переименовании Свердловской области. Сменить название региона предложил представитель православной церкви и поддержал политик.
Регион-оксюморон
Предложение переименовать Свердловскую область поступило на конференции в Москве, которая
называлась «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества». Настоятель Храма-на-Крови в Екатеринбурге Максим Миняйло заявил: «Оксюморон, что город святой Екатерины находится в области убийцы, террориста и злодея, который был организатором умерщвления царской семьи». Отец Максим также сказал, что данный вопрос можно было бы решить путём всенародного голосования (референдума) или опроса, и попросил казаков выступить с соответствующей инициативой.
Несмотря на то, что вина Якова Свердлова в убийстве царской семьи не доказана, слова священнослужителя нашли отклик в умах сотен свердловчан. И, как водится, в социальных сетях вспыхнули диспуты по этому поводу. Уральцы разделились на три лагеря. Одни считают, что область действительно нужно переименовать. Другие призывают оставить всё как есть. Третьи полагают, что переименовать регион необходимо, но время для этого ещё не настало, да и вообще, есть проблемы посерьёзнее.
Выход из положения придумал один из уральских политиков. «Нас уже давно ничего не связывает с
Яковом Свердловым, – сообщил «АиФ-Урал» экс-депутат Госдумы РФ, лидер Монархической партии России Антон Баков. – Пусть те, кто привязан к прежнему имени, называют регион Свердловской областью, а те, кто не любит Свердлова, называет её Уралом. Не думаю, что соседние регионы – Курганская (Зауралье) и Челябинская области (Южный Урал), а также Пермский край (Приуралье, Прикамье) – на нас обидятся. Начиная с 1996 года в России шесть территорий поменяли своё название, и нигде по этому поводу не проводили никаких опросов или референдумов. Последней в этом списке была Кемеровская область, которая добавила к своему имени слово Кузбасс. Данное решение должны принять депутаты Свердловского заксобрания, а потом его внесут во все документы. У некоторых регионов уже есть «расширение»: ХМАО – Югра, Северная Осетия – Алания, почему бы нам не перенять данный опыт? Екатеринбургская область выговаривать достаточно сложно, а слово Урал привычно всем. Тем более что у нас уже есть Уральский федеральный университет, Уральское отделение РАН, уральское полпредство. Нас станут больше узнавать иностранцы, потому что словосочетание Свердловская область выговорит далеко не каждый гость из-за рубежа, а Урал (Ural) произнесут все».
Идея не нова
Нужно отметить, что идея смены «бренда» нашего региона отнюдь не нова. Её неоднократно выдвигали как на местном, так и на федеральном уровне.
Например, переименовать Свердловскую область «во что-то другое» пять лет назад предлагал экс-глава Счётной палаты РФ Сергей Степашин. «Что сделал Яков Михайлович? Дал добро на расстрел царской семьи, ликвидировал казачество и 4 миллиона человек вывез. И памятник ему страшный», – сказал тогда Степашин. С тем же предложением неоднократно выступал российский политик Владимир Жириновский. Дать региону новое имя предлагали также архиепископ Викентий и митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Область предлагали назвать Уральской и Екатерининской.
Впрочем, «оксюморонов» такого рода в Свердловской области вообще и конкретно в столице Урала предостаточно. Например, одним из организаторов убийства семьи Романовых считается уроженец Екатеринбурга, член Уральского областного комитета партии Николай Толмачёв. И, по «иронии судьбы», именно на улице, носящей его имя, был построен Храм-на-Крови, посвящённый святым царственным страстотерпцам. Чтобы хоть частично исправить ситуацию, летом 2016 года часть улицы переименовали в Царскую. Но с учётом того, что горожане, живущие на Толмачёва, были против инициативы церкви, новую «прописку» получили лишь шесть зданий, не являющихся жилыми домами.
Бытует также мнение, что де-факто область сегодня никак не связана с именем товарища Андрея (партийное прозвище Свердлова).
«Ни улица Свердлова, ни Свердловск, ни Свердловская область не имеют к Якову Михайловичу никакого отношения, - говорит научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков. – Свердловск наполнил своё имя совершенно другим смыслом, это город индустриализации, эвакуации, город мощных промышленных предприятий. Свердловчане не убивали царскую семью, они трудятся, растят детей и очень любят свой регион. И всё же кое в чём мы должны быть признательны Свердлову. Ведь благодаря ему и событиям столетней давности в столице Урала осталось много красивых и значимых памятников истории и культуры. Например, здание музея, где я работаю, сохранилось лишь потому, что в нём более столетия назад побывал Яков Свердлов».