Село Чусовое Шалинского городского округа уникально. Едва ли ещё где-то на Среднем Урале есть место, где такое количество творческих людей на квадратный метр. Мастеров, которые не только производят продукцию под именным «сельским» брендом, но и упорно продвигают село с богатейшей историей на туристический рынок.
Мы уже писали о знатном производителе иван-чая Борисе Петрове («АиФ-Урал» № 31 2020 г.) и производителе экопродукции Светлане Белинской («АиФ-Урал» № 8 2021 г.). Сегодня речь ещё о двух мастерицах из Чусового.
«Дом меня ждал»
В Екатеринбурге выпускница психологического факультета УрГУ Ольга Симакова изучала фольклор, историю народного костюма, вела мастер-классы по плетению из лозы, вышиванию, пению. А в 2014 году потомственная горожанка изменила благоустроенной жизни, купив дом в селе Чусовом.
«Я хотела, чтобы мои дети видели вот это всё, – говорит Ольга, обернувшись к окну, за которым раскинулись живописные сельские просторы, – а не рекламные щиты. И, да, была мысль развивать своё производство по плетению из лозы. Много сёл объехала, прежде чем остановилась на Чусовом – здесь воедино сошлись все мои «фетиши»: река, скалы, ели». С домом, к слову, вышла почти мистическая история. Задолго до того переезда Ольга со старшей дочкой гостили в Чусовом, во время прогулки присели на лавочку возле добротной избы, чтобы перекусить. Ольга, не удержавшись, заглянула в окно и обомлела от внутреннего убранства – с начала XIX века будто ничего и не было изменено. И только много позже, когда уже обосновалась в Чусовом, вспомнила тот случай и поняла, что стала хозяйкой именно этого дома. «Странно, но прежний владелец долгое время не мог его продать. Выходит, дом меня ждал», – говорит Ольга.
Здесь, в Чусовом, уверены сельчане, ничего не происходит просто так. Это особенное место. Место силы. И далеко не всех оно принимает. Ольгу приняло. И она с благодарностью отдаёт ему всю свою неуёмную творческую энергию. Сегодня у неё своя делянка сортового ивняка, на которой поздней осенью, когда ива последней из всех деревьев и кустарников сбрасывает листву, мастерица заготавливает лозу. Лоза в снопах хранится до времени её обработки. Сейчас как раз такое время, а потому исконная баня превращается в варочный цех, а дом – в мастерскую по её обработке и плетению, в том числе люлек для малышей (ива – обереговое дерево) и корзин всевозможных форматов. «Корзина плетётся на крестовине, и каждый прутик в ней выполняет свою задачу – один за другим, получается целостная и очень крепкая вещь, – говорит Ольга. – Вот бы и нам в обществе так объединиться друг с другом снизу доверху, чтобы нас было ни за что не сломать».
Скучать не придётся
Сегодня дом Ольги Симаковой – музей-мастерская, сама же она с четырьмя детьми переехала в квартиру в двухэтажке неподалёку. Так что гости Чусового имеют возможность жить в музее. «Наша творческая тусовка организует для туристов «Нескучные выходные», – рассказывает Ольга. – Кроме местной природной красоты и чистейшего воздуха мы предлагаем всевозможные угощения (пельмени с лосятиной, например, душистый иван-чай, сыры, пряники), а также проводим мастер-классы по плетению из лозы, по приготовлению блюд в русской печи, по выпеканию печатных пряников. И, конечно, экскурсии. В Чусовом уникальная история, уникальная культура, здесь сохранились глубокие песенные традиции, которые мы продолжаем с ансамблем «Чусовые посиделки»… Словом, нам есть что предложить гостям».
Сыры, которыми потчуют гостей, Ольгиных рук дело. Года два назад она освоила это искусство, взяв первые уроки у мамы, а потом проходя онлайн- курсы Школы сыроваров. Сегодня в её арсенале 22 вида сыров, в том числе редкий вид сыра с лавандой, вкус которого отличается тончайшей свежестью лавандового цвета. А сыр с иван-чаем и вовсе уникальный. «С этой идеей ко мне пришёл Борис Сергеевич Петров, – рассказывает Ольга. – Я поначалу отмахнулась, да вы что, говорю, никто такого не делает. Потом сдалась. Долго подбирала идеальные пропорции, в конце концов, родился наш авторский сыр «Борисоль». Сыроделание меня захватило, хотя у меня небольшая сыроварня, всего на 22 литра, то есть за раз выходит головка сыра на полтора килограмма».
Пряничная история
Её в Чусовом «пишет» молодая художница Дарья Ошуркова.
Чусовое – село художников. Мало того, что несколько десятков домов здесь принадлежат людям искусства, село и его окрестности – постоянное место практики для молодых художников. Это обстоятельство и предопределило судьбу студентки Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Дарья Ошуркова не единожды приезжала в Чусовое на пленэры, в один из приездов познакомилась со своим будущем мужем. Вопрос, где будет жить новорождённая семья, обсуждался недолго, решили, что в Чусовом. «Здесь так красиво!» – просто объясняет Дарья.
Пять лет Даша работала воспитателем в детском саду, пела в фольклорном ансамбле, занималась росписью по дереву, участвовала в ярмарках… А потом решила заняться ещё и печатными пряниками. «В свободную минуту я привыкла чем-то заниматься, – рассказывает Даша. – Ушла в декрет, появилось (смеётся. – Ред.) свободное время. Кроме того, я всегда любила печь что-нибудь сладкое». На ярмарках она часто видела, как продают пряники, обычные, незамысловатые. Подняла старинные рецепты печатных – заинтересовалась. Заказала у знакомого в родной Перми печати – пряничные доски, сделанные по особой технологии, с вырезанным зеркальным рисунком, и дело пошло.
«Печатные пряники – это не повседневное лакомство, и в старину оно таковым не было, – рассказывает Дарья. – Во-первых, эти пряники очень сытные, ведь в тесте и сливочное масло, и мёд, и сахар – по сути, они как карамельная конфета. Только яиц 10 штук на один килограмм муки идёт. Во-вторых, изготовление печатных пряников – трудоёмкое занятие. На одну партию у меня часа три точно уходит. Тесто ведь нужно заварить, замесить, обязательно охладить, потом в печать закатать – оно тугое, как пластилин, из печати выбить и только потом запечь».
Пробовала Дарья печь пряники в русской печи, но, говорит, для горожанки приноровиться к ней сложно – первая закладка сгорает, вторая подгорает, третья хорошо получается, а четвёртая не пропекается. Поэтому мастерица перешла на более послушную духовку. Рецептуры Даша использует аутентичные, правда, вносит в них своё – это в первую очередь касается приправ. «Я много экспериментировала, но больше всего люблю добавлять имбирь, цедру апельсина, мускатный орех, корицу», – рассказывает мастерица.
Сегодня искусством выпекания печатных пряников владеет и восьмилетняя (старшая из трёх детей) дочка Даши. «Это и не удивительно, ведь технология изготовления печатных пряников похожа на игру в песочнице с формочками», – уверяет Дарья.