Похоже, что одним из «брендов» Екатеринбурга, наряду с убийством последнего русского царя и Ельцин Центром, в обозримом будущем может стать снос старинных архитектурных объектов.
«Дико и непонятно»
На прошлой неделе в столице Урала было ликвидировано здание Уктусского аэровокзала. Общественники боролись за него около двух лет: собирали подписи в его защиту, писали обращения во всевозможные инстанции, давали многочисленные комментарии городским и региональным СМИ. По этому поводу высказалось много авторитетных специалистов, но все усилия гражданских активистов оказались тщетными: к полудню минувшей пятницы от здания, построенного в 30-е годы прошлого века, мало что осталось.
Процесс сноса ознаменовался ЧП: один из экскаваторов, который подъезжал к башне аэровокзала, завалился на бок. По счастью, никто из людей не пострадал, но водитель долгое время не мог выбраться из кабины.
«Можно закрывать Музей истории Екатеринбурга. Наше мнение ничего не стоит», – коротко высказался о ликвидации аэровокзала руководитель культурного учреждения Сергей Каменский – один из противников уничтожения объекта.
Многие гражданские активисты обвиняют во всём правительство региона и администрацию Екатеринбурга. Однако будем справедливы: претензии к городским и областным властям не совсем корректны. Дело в том, что здание находилось в федеральной собственности. В список объектов культурного наследия (ОКН) оно не входило. Кроме того, специалисты провели экспертизу и сделали вывод, что объект является аварийным и даже опасным для людей. Однако защитники аэровокзала с этим мнением не согласны.
«К сожалению, архитектурное и культурное наследие Екатеринбурга продолжают активно стирать с лица города, – подчеркнул бывший главный архитектор столицы Урала Тимур Абдуллаев. – И никаких иных сценариев включения исторических объектов в городскую среду так и не появляется! Застройщики не хотят, а власть закрывает глаза – дико это и непонятно».
Несмотря на то, что аэропорта уже нет, многие и сегодня продолжают выступать в его защиту. В частности, снос здания раскритиковал известный блогер, урбанист и путешественник Илья Варламов: «На здании Уктусского аэровокзала была мемориальная доска: «Никто не забыт, ничто не забыто». Но, как мы видим, это не совсем так…»
«Будем судиться»
Между тем защитники старинного объекта устроили акцию, посвящённую памяти разрушенного здания. К макету аэровокзала на пр. Ленина, 8, к фотографиям с его изображением люди приносили цветы. Снаружи здания активисты поставили таблички с надписями «Этот снос незаконен» и «Я/Мы аэровокзал «Уктус».
Стоит отметить, что в начале ноября УФАС по Свердловской области рассмотрело жалобу общественницы Екатерины Петровой и членов движения «Мирные жители» на аукционную документацию по сносу аэровокзала. Защитники здания нашли семь причин отменить конкурс. Правда, у них ничего не вышло.
«У меня нет слов, мы буквально на днях подали иск в Арбитраж, чтобы отменить решение УФАС, чуть-чуть не успели с обеспечительной мерой, – отмечает Екатерина. – Но судиться всё равно будем. Суд может признать сделку недействительной с применением последствий её недействительности. И если суд отменит решение УФАС, я обращусь в аппарат антимонопольной службы с заявлением на действия комиссии, рассматривавшей нашу жалобу».
Уточняется также, что один из активистов в обращении к председателю СК РФ высказал просьбу дать правовую оценку действиям территориальных управлений Ространснадзора и Росавиации.
Напомним, это уже не первый в 2021 году скандал, связанный со сносом зданий. В январе Екатеринбург лишился дома, построенного в фирменном городском стиле конструктивизм. Летом с территории мегаполиса исчез дом в эклектичном стиле, построенный почти сто лет назад. А в начале ноября с карты города фактически исчез старинный дом на ул. Малышева, 38б. Речь идёт о флигеле, который когда-то принадлежал купеческой семье Поповичевых. Весь комплекс зданий был построен в XIX веке в стиле классицизм.