Пандемия коронавируса привела к тому, что в Свердловской области резко увеличилось количество некоторых видов обмана потребителей. Кроме того, появились новые «сравнительно честные способы отъёма денег у населения». В группе риска – представители старшего поколения.
Турфирмы возвращать деньги не спешат
За первое полугодие в Екатеринбургский муниципальный центр защиты прав потребителей обратилось около 2 500 горожан. Самой актуальной и проблемной темой на потребительском рынке в период пандемии стала отмена туров и рейсов. Специалисты отмечают, что количество обращений по некоторым направлениям увеличилось не в 2–3, а в 5–10 раз!
Речь прежде всего идёт об услугах перевозчиков – железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом, а также о туристических маршрутах. На данный момент проблемы с турфирмами решаются посредством предъявления претензий и исков, потому что в добровольном порядке мало кто возвращает деньги гражданам. Гораздо сложнее обстоят дела с перевозками: законодательство разрешает таким предприятиям возвращать средства в течение трёх лет.
Защитников прав потребителей настораживает также тот факт, что туроператоры продолжают продавать туры, а уральцы продолжают их покупать, хотя пандемия по-прежнему свирепствует на Среднем Урале.
Обман по предоплате
Ещё один всплеск правонарушений связан с интернетом. Многие виды бизнеса (общепит, косметология и медицина) вынуждены были надолго уйти в социальные сети, появились мошеннические схемы продаж различных товаров, начиная с автомобилей и недвижимости, заканчивая бытовой техникой. Люди перечисляют обманщикам деньги за товары и услуги, которых потом не получают.
Специалисты отмечают много случаев мошенничества в отношении людей пожилого возраста и ветеранов войны. Даже в период жёстких ограничений недобросовестные предприниматели, которые часто зарегистрированы в других регионах, делают поквартирный обход и навязывают услуги по установке окон.
Так, в апреле 2020 года к ветерану Великой Отечественной войны пришёл незнакомец и заявил, что в доме делается капитальный ремонт и необходимо заменить окна. После замеров пожилой мужчина внёс предоплату в размере 6 360 рублей. Ещё 6 тысяч он должен был отдать после выполнения работ, но… работу так никто и не начал.
Важный момент: при покупке товара в магазине (офлайн) потребитель имеет право обменять товар в течение двух недель. При продаже дистанционным способом при соблюдении определённых условий этот срок может продлеваться до трёх месяцев.
Эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение обращений граждан, связанных с перевозками, турами и интернет-продажами, поэтому такого рода покупки, приобретения и денежные траты необходимо делать как можно более взвешенно и обдуманно.
Наживаются на пандемии
Между тем пандемия коронавируса породила и абсолютно новые виды мошенничества. Например, преступники собирают в соцсетях пожертвования на борьбу с распространением инфекции, просят перечислить им средства на создание противовирусной вакцины. Или создают интернет-страницы с популярными ныне товарами – масками, термометрами, респираторами, дезинфекторами, берут предоплату и исчезают.
Правоохранители советуют пользоваться только проверенными сайтами и онлайн-магазинами и не выбирать варианты с предоплатой за покупку.
Бывает также, что незнакомцы в защитных комбинезонах и масках представляются медиками или дезинфекторами от различных экстренных служб (МЧС, Роспотребнадзор и так далее), пытаясь под разными предлогами попасть в квартиры уральцев. Прежде чем открыть кому-то дверь, уточните информацию о мероприятиях в вашем районе по номеру горячей линии по коронавирусу, например: 8-800-555-49-43.
«Вам положена компенсация»
– Мошенники по-прежнему используют социальную инженерию для обмана людей, при этом активно оперируют темой коронавирусной инфекции. В I квартале 2020 года банки сообщили нам о 1 250 случаях несанкционированного доступа к счетам жителей Свердловской области. В общей сложности уральцы пострадали на сумму 7,7 млн рублей.
Преступники обзванивают граждан, обещая отсрочку по выплате кредитов, разного рода компенсации и пособия, возврат средств за авиационные билеты, услуги по диагностике COVID-19. Нередко они прикрываются званием волонтёра. Цель у них одна – узнать данные вашей банковской карты или заставить вас сделать платёж на некий счёт.
Мы советуем не сообщать посторонним людям и не вводить данные своей карты на неизвестных ресурсах, не переходить по ссылкам, которые вам приходят, никому не сообщать реквизиты, пин-коды, пароли из СМС. Не соглашайтесь на заманчивые предложения о выгодных кредитах или компенсациях. Лучше прервите телефонный разговор и проверьте информацию о звонящей компании в интернете, а потом перезвоните в банк или государственную организацию сами, обязательно набрав номер телефона вручную. Взять его можно из договора или из официальных телефонных справочников.
Кроме того, нецелесообразно держать большой остаток средств на карте, которая используется для онлайн-покупок, – лучше столько, сколько собираетесь потратить. В качестве пароля нельзя использовать цифры последовательно от 1 до 9. Хочу отметить, что, по статистике взломов, это самый популярный пароль. Далее следуют «qwerty», «любовь», «привет», «солнышко».
Дёшево и сердито
В последнее время резко увеличилось количество обращений от горожан с жалобами на мастерские и сервисные центры, которые занимаются ремонтом технически сложных изделий.
В период пандемии население стало активнее использовать бытовую технику – компьютеры, ноутбуки, планшеты, и, естественно, она стала чаще ломаться. Часто люди предпочитают не везти свой сломанный аппарат в стационарный сервис, а вызывают мастера на дом. Таких объявлений в интернете очень много. Как правило, некие специалисты предлагают свои услуги на дому, обещая быстро, дёшево и качественно отремонтировать прибор. Однако зачастую заканчивается такой вызов более чем плачевно.
Недобросовестные «умельцы» действуют по одной схеме: приезжают к клиенту домой, осматривают аппарат, сокрушаются, что поломка непростая, и предлагают забрать его в сервис – на дополнительную и якобы бесплатную диагностику. А через несколько дней выясняется, что поломка не одна, что заказаны детали, что диагностика была очень сложной и за ремонт нужно заплатить сумму в разы больше, чем оговаривалось ранее!
Однако потребитель на такие условия не соглашается и просит ремонт не делать, а вернуть технику. И вот тут начинается самое интересное: «мастер» обещает отдать её только при условии оплаты диагностики, доставки и стоимости уже якобы заказанных деталей. Аргументы потребителя, что цена не согласована, детали он не заказывал, а диагностика обещалась бесплатная, не принимаются. И многие клиенты оплачивают эти большие счета, чтобы вернуть свою вещь. А после её получения нередко обнаруживают, что им либо вернули чужой аппарат, либо в нём заменены детали и основные механизмы.
Советую горожанам очень внимательно подходить к выбору сервисного центра, предварительно изучив отзывы о нём в интернете. Неисправную технику лучше сдавать в ремонт стационарным мастерским, которые до заключения договора предоставляют полную информацию о стоимости своих услуг.