«Мультиинструменталист» Владимир Гомельский

   
   

Екатеринбург, 5 октября, АиФ-Урал. Золотой голос спортивной журналистики, как назвала Владимира Гомельского ведущая церемонии «ТЭФИ-регион» Арина Шарапова, стал одним из членов жюри этой главной премии всех телевизионщиков страны. Всего качество присланных на фестиваль работ оценивали 12 человек - телеакадемики и популярные журналисты.

Торжественная церемония оглашения финалистов «ТЭФИ-регион - 2012» по направлению «Информационное телевещание» состоялась в четверг, 4 октября, в Театре эстрады. На мероприятия, посвященные «ТЭФИ-регион», съехалось более 100 журналистов со всей России, а в конкурсе в 8 номинациях приняли участие 202 журналистских работы.

Четыре екатеринбургских канала были осчастливлены победой в трех номинациях. В номинации «Интервьюер» серебряные дипломы оказались в руках у ведущего программы «События. Акцент» на ОТВ Максима Путинцева и ведущего «Стенда» на «Четвертом канале» Евгения Енина. Финалистами в номинации «Ежедневная информационная программа для городов-миллионников» стали «Четвертый канал» и «Студия-41». И даже в спортивном вещании журналисты уральской столицы добились успеха: программа «Вести настольного тенниса» на «10 канале - Губерния» стала финалистом в номинации «Программа о спорте».

Участие в «ТЭФИ-регион» спортивных программ - особая радость для спортивного журналиста и телекомментатора Владимира Гомельского. Об этом он рассказал в одной из программ «События. Акцент» на ОТВ финалисту «ТЭФИ-регион» Максиму Путинцеву.

- Владимир Александрович, вы приехали в Екатеринбург на фестиваль «ТЭФИ-регион» в качестве члена жюри. Но неужели на региональных каналах есть такое количество спортивного вещания? Как-то в это с трудом верится.

- В связи с тем, что я занимаюсь еще и преподавательской деятельностью, я знаю положение о лицензировании в области телевещания. Так вот, любой телеканал 6% своего времени вещания обязан посвятить спорту. Выкручиваются каналы по-разному - кто-то считает все спортивные новостные выпуски, которые идут в сетке, а кто-то выпускает хотя бы еженедельную спортивно-аналитическую программу, которую я как раз и «журю».

- Тогда вопрос: как это все выглядит с точки зрения качества?

- Естественно, выглядит по-разному. Качество растет, но медленно. Выделить какой-то телеканал или регион, который можно было бы поставить в пример, не могу.

   
   

- То, что происходит в спортивном вещании на федеральном уровне, вам нравится? У нас теперь есть специализированный канал «Россия 2», «Спорт-1», «Спорт-2», у «НТВ-Плюс» - целая ветка. Есть из чего выбрать!

- Мне кажется, что велосипед изобретать не надо. Мы, население страны, как телезрители, болельщики, делимся по видам спорта: кто-то смотрит фигурное катание, кто-то - биатлон, кому-то интересен баскетбол. В принципе, спортивное телевидение должно идти так, как оно идет во всем мире: сначала вообще спортивное вещание, а потом оно дробится по видам спорта. И тот, кто любит фигурное катание, должен иметь возможность за вполне приемлемую сумму подписаться на канал, который ему круглый год будет показывать фигурное катание - в записи, в программах собственного производства, в прямых телетрансляциях. Это нормальный ход, и мы, наверное, к этому придем.

- Пока это не вполне работает - даже у «НТВ-Плюс» подписчиков маловато, чего уж говорить про совсем специализированные каналы!

- Приведу в пример свой вид спорта - баскетбол. Есть такой канал NBA TV, который показывает все матчи NBA в США. На самом деле это три канала, и один из них даже с 24-часовым вещанием. Так вот, подписка на эти три канала стоит $29,99 в месяц, позволить себе которую может даже студент. Мы должны привязываться не к деньгам, а к категории потребителя.

- Владимир Александрович, без комплиментов, конечно, но вы однозначно баскетбольный комментатор номер один в стране. Как-то так получилось, что я ваш голос слышу в основном во время трансляций фигурного катания, «Танцев со звездами» и прочих проектов Первого канала. Почему так получается?

- Я - штатный работник Первого канала, заместитель директора дирекции спортивного вещания канала, причем очень давно - с 1995 года. Спецпроект, который назывался «Ледниковый период», шел шесть лет. Пробовали различных комментаторов, прежде чем остановились на мне. Для меня это был вызов в связи с тем, что я тоже вырос в стране, которая называлась СССР, я любитель фигурного катания, но в «Ледниковом периоде» стояла специфическая задача - там нельзя было никого ругать или критиковать.

- Но ведь Гомельский, который не критикует, - это не Гомельский!

- Зато нужно было придумать, за что их можно похвалить! Это был серьезный вызов - на первые три программы я приходил взволнованный, потому что такого опыта у меня за плечами не было.

- Владимир Александрович, насколько я понимаю, вы такой мультиинструменталист в плане комментария. Какие виды спорта вы еще комментировали?

- Сначала я начал «учить» летние виды спорта, а потом оказалось, что и зимние тоже нужно «учить». Первым зимним видом спорта был бобслей, потом к нему добавились санки. Мне они до сих пор очень нравятся, хотя, с другой стороны, я понимаю, что спортсмены в шлемах, лиц у них не видно, не все наши болельщики отличают санки от боба, и в каждый заезд картинка практически одна и та же, потому что и трасса одна и та же. Но когда идет борьба с тысячными долями секунды, когда начинаешь понимать, где они в плюс идут, где в минус, - мне становится азартно комментировать, я делаю это с интересом.

Биатлон - другая история. Он поднялся в популярности тогда, когда немецкая телекомпания придумала схему показа: стрельба, прохождение по дистанции ногами. Интересно смотреть, сохраняется интрига! Поэтому биатлон, с моей точки зрения, как и баскетбол, – легкий для комментария вид спорта.

- Но, тем не менее, баскетбол вы знаете изнутри, профессионально, про остальные виды спорта так сказать нельзя.

- Ну, я никогда не стрелял с лыжни - я вообще стреляю очень плохо, как ни странно. Бросаю неплохо по кольцу, а попасть в мишень не могу - в этом я еще в армии убедился.

- Вы же и игроком, и тренером были - это потом уже вы в комментарий ушли. Екатеринбург, с вашей точки зрения, баскетбольный город?

- Екатеринбург, точнее, Свердловск - это город хоккея с мячом. Да, баскетбольная команда «Уралмаш» дала нам нескольких великих игроков в истории этого вида спорта - Александр Кандель, Станислав Еремин, Анатолий Мышкин. Но вот после Мышкина я больше не могу назвать фамилий, которые блистали бы потом в сборной. Зато у вас есть «УГМК».

- Тогда вопрос: почему «УГМК» уже почти десять лет не может Евролигу выиграть? Вроде бы ни состав, ни бюджет вопросов не вызывают, а что-то все не складывается.

- На мой взгляд, элитные женские баскетбольные клубы в Европе занимаются переливанием талантов из одного клуба в другой, и выигрывает не тот клуб, у которого больше бюджет, а тот клуб, который создал Дайане Таурази лучшие условия. Она на подъеме, давайте посмотрим, кто будет выигрывать, когда она перестанет играть в Европе. Я, как баскетболист, могу объяснить: да, менеджмент - очень важная история, но сейчас в мировом баскетболе всего две баскетболистки, которые играют в мужской баскетбол. Вторая - это австралийка Лорен Джексон. Одно их наличие в команде дает их клубу огромное преимущество!

- Кстати, вы ведь говорили, что женский баскетбол - это отдельный вид спорта.

- Да, это не мужской баскетбол, это два разных вида спорта - я в этом абсолютно уверен. Это не оскорбительно - они играют свой баскетбол, им нравится, зрители ходят, все замечательно. На Олимпиаде в Лондоне, не без учета выступления сборной России, на женском баскетболе зрителей было ровно столько же, сколько на мужском.

- Ну, в Лондоне вообще на все ходили! Я был потрясен, когда трибуны показывали…

- Так и должно быть!

- Владимир Александрович, вы очень эмоционально комментируете баскетбол, это супер, это привлекает! Но вы и на личности переходите. Я помню, как на той же Олимпиаде нашему молодому суперталанту Алексею Шведу от вас доставалось. Приходилось ли когда-нибудь после трансляции или резких высказываний извиняться перед игроками?

- Мне дважды приходилось объяснять, в чем дело, за что. Дважды! Что касается Шведа, то на Олимпиаде он сыграл четыре гениальных матча, два средних и два провальных. И получил критику за один провальный матч…

- И все это запомнили.

- Мне пришлось в одной из своих колонок в «Советском спорте» это объяснять. Я за Шведа болею, переживаю… После Сергея Белова на месте второго атакующего защитника у нас более талантливого игрока в стране просто не было. И он мне настолько нравится, что я хочу, чтобы он каждую игру играл гениально. Сейчас он попал в НБА, и от него сразу в первом сезоне очень многого ждут. И я так публично стараюсь всех успокаивать: не надо давить, дайте ему адаптироваться. Ему столько дано от Бога, от родителей, он такой классный баскетболист! Я за него болею и, соответственно, расстраиваюсь, что мой фаворит не так здорово играл.

- Кому многое дано, с того и спрос.

- Именно! Собственно, вы выразили квинтэссенцию того, что я говорил.

Смотрите также: