Убийство Деда Хасана: что ждет Средний Урал?

Екатеринбург, 17 января, АиФ-Урал. Дерзкое убийство знакового персонажа криминального мира на советском и постсоветском пространстве Аслана Усояна, известного как Дед Хасан, заполнило ленты информационных агентств. Стрельба по вору в законе даже стала трендом в Twitter, что не случайно. По логике вещей, подобные преступления, совершаемые в отношении персон такого веса, нередко приводят к негативным последствиям, самым неприятным из которых может стать междоусобная война криминальных кланов. Во всяком случае, такого развития ситуации опасаются в силовых ведомствах в Москве. Там связывают убийство авторитета с уже произошедшим переворотом в криминальном мире. В большей степени последствия передела могут затронуть столичный регион и Краснодарский край.

   
   

Кто есть кто?

Средний Урал криминальные волнения уже пережил. По словам информированного источника «АиФ-Урал» в структурах МВД, убитый снайперским выстрелом Усоян в Свердловской области имел своего сторонника, так называемого положенца, коим считается Тимур Мирзоев. В свое время этот деятель остался в высоком статусе благодаря именно Деду Хасану. В то же время других авторитетов, вроде вора в законе Каро (Кароглы Мамедов) и вора в законе Трофы (Андрей Трофимов), Усоян «раскороновал», лишив статуса «законников». С «короной» остался другой персонаж - уроженец Нижнего Тагила Олег Сухачев (Сухач). «И сейчас стоит посмотреть на то, что Трофа и Каро, ранее поддерживаемые группировками «Центр» и ОПС «Уралмаш», живы, а Дед Хасан третье покушение не пережил. В то же время Тимур слаб здоровьем, что тоже является существенным показателем», - предлагает сделать выводы собеседник издания. Он рассказывает, что в разгар криминальных войн середины 90-х годов Тимур Мирзоев, считавшийся одним из лидеров ортодоксального криминалитета, то есть «синих», стал жертвой покушения со стороны боевиков ОПС «Уралмаш». Не выбиравшие средств «уралмашевские» с врагами не церемонились: Тимура Мирзоева хотели банально взорвать, однако самодельной бомбой был убит один из исполнителей заказа.

В 2000-х годах, с момента формирования государственно-силовой вертикали, ситуация изменилась. Одновременно с усилением роли государства возникшие на постсоветском пространстве уральские группировки «Центр» и «Уралмаш» уже разделили сферы влияния и имеют весьма серьезный производственный и строительный бизнес. К тому моменту и «центровые», и «уралмашевские» вполне мирно соседствуют с «синими», однако на расчерченную «демаркационными линиями» территорию Свердловской области начал претендовать Дед Хасан. Ответом ему была знаменитая сходка у гостиницы «Большой Урал» в сентябре 2004 года, где один из лидеров «Уралмаша», тогда еще депутат гордумы Александр Хабаров сделал заявление перед «бригадирами» и «пехотинцами» обеих упомянутых группировок.

«Говорю всем этим тварям и мразям - Тимуру (Мирзоев), Авто (Автандил Бибиашидзе), Газаряну (Армен Газарян). Газарян хочет очередной виток разборок навязать нашему городу. Город сейчас стабильный. Понаехала всякая перхоть, распускает всякие слухи в отношении товарищей Трофы (Андрей Трофимов) и Каро (Кароглы Мамедов). Хочу, чтобы все понимали: есть два вора в законе - Трофа и Каро. Всех остальных в этом городе нет и не будет», - заявил тогда Хабаров во всеуслышание. Его поддержал и один из немногих оставшихся в живых лидеров «центровых» Александр Вараксин.

Чуть позже, как считают многие, Дед Хасан взял реванш за «перхоть». Зимой 2004 года Хабаров, арестованный за махинацию с акциями Банка24.ру, вешается в камере на лампасах своего трико, а Александр Вараксин, позже заочно осужденный за ту же аферу, пускается в бега, но сдается на милость властям. Говорят также, что защита Вараксина выторговала ему отсидку в женской колонии в Екатеринбурге, чтобы избежать этапа в колонию - в лапы сторонников влиятельного тогда еще Деда Хасана.

Пуля Деда Хасана

Считается, что после окончательного решения вопроса с неокриминальными элементами, коими считались участники банд «Центр» и «Уралмаш», с ворами в законе никто не воевал. Желающих просто не было. Не было и потребности.

До убийства Аслана Усояна на Среднем Урале представители традиционного криминалитета под условным верховенством Тимура занимали и пока занимают несколько полукриминальных ниш. Одна из них - нелегальные и полулегальные парковки в Екатеринбурге, игорный бизнес, оборот металлов (в том числе и популярная приемка цветного лома), потребителем которого считается металлургический холдинг УГМК; в активах «синих» есть и пара небольших региональных банков. «Под «крышей» Тимура мелкий и средний бизнес. Бизнес диверсифицированный, то есть зарабатывают там, где могут, а не как в Краснодаре и Москве. Там криминал развернулся по полной - достаточно вспомнить Кущевку. Недаром все три покушения на Усояна были совершены именно в этих регионах», - напоминает собеседник «АиФ-Урал» о двух неудачных покушениях на Деда Хасана. Первое произошло в 1998 году в Сочи, второе, почти удавшееся, - в 2010 году в Москве. На Урале пришествия новой волны криминала не ждут, в голос утверждают опрошенные «АиФ-Урал» наблюдатели. «У нас в чиновных кабинетах и так весьма авторитетные люди сидели и сидят», - намекает источник на экс-вице-мэра Виктора Контеева и его коллег.

   
   

Впрочем, возможны локальные конфликты, подобные боям за автопарковку на улице Крауля в августе 2012 года, или демонстративные расстрелы представителей «синих». К слову, один из таких случаев имел место за пару месяцев до убийства Усояна, когда в Чкаловском районе Екатеринбурга были расстреляны (но остались живы) двое приближенных Тимура. Не исключены некоторые брожения в пенитенциарных заведениях, но, как уверили «АиФ-Урал» в пресс-службе Свердловского областного управления ФСИН, ситуация «контролируется и анализируется». Поживем - увидим.