Исчезнут ли детские дома в Свердловской области?

   
   

Екатеринбург, 1 февраля, АиФ-Урал. В России насчитывается порядка 650 тысяч детей, у которых нет дома. Кто-то из них по трагическим причинам остался без мамы и папы, других забрали от ненадежных и порой даже опасных родителей. Причин, почему дети оказываются в детдомах, немало. На территории одной только Свердловской области насчитывается 62 закрытых детских учреждения. «Надо менять систему, - уверена директор некоммерческого партнерства «Семья детям» Лариса Бучельникова, - дети должны жить дома».

Насилие - огромная проблема

- Лариса Владимировна, 650 тысяч - это огромная армия детей. Работа властных структур сегодня нацелена на снижение количества детдомов и сокращение числа детей, находящихся там. Реально ли это?

- Все реально. В каждом отдельном случае, когда ребенок оказывается в детдоме, надо разобраться и понять: сделали ли органы опеки все возможное и зависящее от них, чтобы исправить ситуацию? Многие недовольны работой служб опеки. Сегодня их основная миссия - карательная, они занимаются тем, что изымают детей. Но это неправильно! Напротив, нужно прилагать все усилия для того, чтобы ребенок остался в семье. Пьют родители - надо пролечить их. Сидят без работы - оказать услуги по содействию в ее поиске. Психологические проблемы - предоставить помощь психолога безвозмездно. Не хватает родительских навыков - устроить на курсы. Органы опеки же выбирают легкий путь: изъяли ребенка - и все. Детских домов - вагон! Мы считаем, что детских домов должно быть очень мало, а те деньги, что идут на обеспечение их работы, следует направить на профилактическую работу с семьями.

Это то, чем мы и занимаемся: предотвращаем попадание детей в детские дома и, если ребенок все-таки оказался там, содействуем формированию семейных групп воспитания.

- Насилие в семьях, увы, не редкость. По данным Павла Астахова, в 2011 году в семьях было совершено порядка 4200 преступлений против детей. А как эта ситуация выглядит в детских домах?

- Насилие в закрытых детских учреждениях - это огромная проблема, но она существует латентно и скрыта от контроля. Здесь вам статистики никто не даст, ее просто не существует! Если в судах и встречаются какие-то дела, то они - лишь вершина айсберга. По большей части дети, живущие в детдомах, не сообщают об этом: они живут в коллективе, подчиняются взрослым. Они - ничьи!

   
   

Мы решили самостоятельно изучить эту проблему - с помощью выпускников детдомов, молодых ребят 17-18 лет. Все они прошли через систему государственного воспитания. Интервью, которые мы провели с ними, стали для нас откровением. Дети рассказали, что в детских домах они пьют, курят, принимают наркотики, гуляют где хотят. Поведали они и о наказаниях, в том числе и физических, драках и разборках между собой.

Мы хотим добиться следующего: во-первых, чтобы в детдомах не было насилия и жестокости; во-вторых, усовершенствовать механизм работы в детских учреждениях по предотвращению жестокого обращения с детьми. Естественно, добиться этого можно только при взаимодействии с властными структурами, а потому мы предпочитаем с ними сотрудничать, а не воевать.

- Действительно, о насилии в детдомах мало что известно. Но, даже если так оно и есть, что с этим можно сделать?

- Изначально мы разработали идеальный план: провести для выпускников детдомов психологическую реабилитацию и составить с их помощью портрет идеального педагога-воспитателя, на основе которого впоследствии разработать программу для воспитателей и педагогов детских домов. Однако выяснилось, что ребята не хотят психологической реабилитации, они ее боятся, путают с психиатрией: в детских учреждениях их нередко пугали психиатрическими клиниками, а порой даже сдавали туда тех, кто не соблюдал режим внутреннего распорядка, нарушал правила, не отличался примерным поведением и железной дисциплиной. Вместо того чтобы работать с неблагополучными детьми, от них таким вот образом избавлялись.

Изучив потребности ребят, мы поняли, что им нужны другие вещи. Выпускники детдомов хотят знать, как общаться, как создавать семью и многое другое. Этим мы сейчас и занимаемся, и это - первый пласт нашей работы.

Все, что делается, значимо!

- Как наработанная информация поможет детям, которые сейчас воспитываются в детдомах?

- Я работаю с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области с 2000 года и помню, как раньше там все было «идеально» и «чудесно». Слышать о проблемах никто не хотел. Нам говорили: «Наши учреждения - лучшие в России». Сейчас ситуация меняется: когда мы пришли с предложением реализовать проект «Нет насилия», нас приняли очень хорошо и подтвердили: «Да, проблема есть».

Наш проект - это обучение директоров и педагогов детских домов. Не секрет, что руководители закрытых детских учреждений выполняют в первую очередь хозяйственные функции. О чем они думают? Лишь бы детей накормить, лишь бы потолок не протек, бойлерная не сломалась… За всей этой текучкой дети просто… забываются.

Наше обучение будет происходить в режиме тренингов. Сидеть за партами директора, конечно, не будут. Наша задача - «расшатать» их, вырвать из рутины, а уже потом они, «обновленные» полученными знаниями, будут работать со своими коллективами. Сделают так, чтобы в их учреждениях остались лишь те люди, которые разделяют наши ценности и хотят помогать детям. Руководители будут вправе по-своему внедрить полученные знания в работу своих коллективов и разработать собственный алгоритм действий.

- Ради чего это делается? Чтобы детям, которых воспитывает государство, жилось лучше?

- Цель одна - сделать систему закрытых учреждений открытой для общества и добиться снижения числа закрытых детских учреждений. Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов заявил, что через пять лет детдомов не будет. На мой взгляд, это завышенные цифры, думаю, рассчитывать на это мы можем лет через десять. Владимир Путин несколько лет назад уже говорил о том, что детей нужно устроить в семьи и детдома закрыть. Однако если система не готова к этому, то произойдет следующее: воспитанников раздадут, детдома закроют, но спустя какое-то время начнут поступать новые дети или же возвращаться те, которых устроили в семьи. А все потому, что приемные родители не были подготовлены. И что дальше?

Работа предстоит многофункциональная. С одной стороны, нужно сделать так, чтобы в детдома попадали только те, кто остался без родителей и о ком некому позаботиться, кроме государства. С другой стороны, очень качественно и тщательно готовить приемных родителей, а не заниматься одним только сбором документов. Обязательной должна стать психологическая поддержка семей с приемным ребенком.

Что касается проблемных семей, откуда сейчас так просто и легко изымают детей, то с ними надо работать. Да, работа ведется еще с 2000 года, но она… какая-то хаотичная. Надо же со всеми социальными структурами в комплексе работать. А то получается так: одни структуры бьются-бьются над тем, чтобы дети оставались в семьях, а другие изымают-изымают…

- Реально ли это - заставить протрезветь родителей, которые пьют? Уговорить мать, которая отказывается от новорожденного, оставить его?

- Запретить рожать мы не можем, есть у женщины такое человеческое право. Вспоминается случай: сидит перед нами женщина, у нее пять дочек, все с инвалидностью, и она говорит: как бы хотелось мальчика. Конечно, на наш взгляд, это ненормально. Но мы должны с ней работать, выявить ее проблемы, показать ей другие горизонты.

Социальные работники расскажут много положительных историй! Все, что делается, значимо! К примеру, нам удалось значительно снизить количество отказов от новорожденных детей. В Екатеринбурге в год происходит по 200 отказов! Мы два года в рамках проекта «Мама плюс» работали с мамами, и число отказов от детей снизилось на 50% - до 105.

Я на 100% уверена, что все женщины, которые родили детей, хотят их оставить. Но в голове у мам что только не творится! Они не верят в свои силы, думают, что не справятся. На отказ от ребенка их во многом толкают экономические причины: нет квартиры, нет работы, поддержки от мужа. Если же этим женщинам помочь хоть немного, то 90% из них сразу же откажутся от своего решения оставить ребенка. Главное, чтобы были они - те ресурсы, которые им можно предложить. Чтобы можно было сказать: возьмите их, но ребенка сохраните. 

Смотрите также: