Всё сложно
– Елена Валерьевна, недавно у вас вышел первый детский роман «Цветник бабушки Корицы», который уже завоевал немало внимания. Создавая его, вам, наверное, хотелось приобщиться к воспитанию младшего поколения? Порой немного беспутного.
– У моих приятелей есть шестилетний сын, который, находясь с нами на даче, выбирал для прослушивания старые пластинки. Он ставил героические песни про войну и слушал с большим удовольствием. На самом деле весь вопрос в семье. То есть, насколько родители настроены, сколько пытаются заложить в своё чадо, столько и будет. В каком плане я пыталась внести свою часть в воспитание подрастающего поколения? Это, конечно, книжка о том, как ребёнку сориентироваться в мире. Добро и зло категории вечные, но личины зла часто меняются в соответствии с модой времени.
– Их не различить?
– Это сложно. Под вполне симпатичной маской может прятаться совсем не то, что кажется. Вот «Дом 2» – добро или зло? В принципе моя сказка об этом: как попытаться различить негативные стороны бытия и поступить верно, как маленькому человеку выстроить свой мир и поддерживать его в порядке. Несмотря на то, что главная героиня маленькая девочка, живёт-то она в бабушкином мире, где и происходит формирование её личности – это тоже некий отсыл к важности семейного климата, воспитания.
Нет гарантий
– То есть главное в современном мире – атмосфера в семье?
– С моей точки зрения – да. Мир очень разноплановый, и однозначного понятия, что такое хорошо и что такое плохо, нет. Он сейчас настолько неустойчив, что первичные понятия ценностей в обязательном порядке должны формироваться в семье, чего часто не происходит.
– Что понимаете под неустойчивостью?
– В моём детстве всё было более-менее понятно: вот хорошо надо поступать так, а вот так – уже нехорошо. А сейчас усугубляет ситуацию тот момент, что нет единой ценностной шкалы. Она всё ещё в состоянии формирования, причём формирование это происходит под влиянием современных тенденций. Тогда мы жили в стабильном государстве, а сейчас и страна другая, и то, что в ней происходит, – всё очень сложно. Никаких гарантий нет. Вот, например, при устройстве на работу – одни ценности – корпоративные. А что это за ценности? А ценности ли они вообще? Таких вопросов множество.
– Что у нас сейчас происходит в сфере детской литературы? Ведь она в некоторой степени могла бы помочь в формировании этих ценностей, а многие родители жалуются, что выбрать не из чего.
– На самом деле издатели не очень любят печатать современных, тем более российских авторов. Есть издательства, которые специализируются чисто на переводных текстах. Есть, конечно, и те, кто печатает только российских авторов, но советского периода. Вот и получаешь отказ – вы неизвестный автор. А как же меня узнают-то, если произведения брать на выпуск не желают?! К тому же очень мало вкладываются в продвижение вышедшей книги. Так и пылятся труды начинающих авторов на дальних полках магазинов. Все промоакции, которые мы делаем для наших уральских писателей, – это мы всё сами придумываем, вкладываемся, реализовываем. А некоторые знаковые произведения так не доходят до ребят. Ну кто о них знает? Разве что специалисты.
Мыслите самостоятельно
– Такое ощущение складывается, что так происходит, потому что умные дети никому не нужны. Зато продвижение «одноразовых» мультфильмов – на высоте.
– Повторюсь, всё-таки это дело семьи. Телевизор в некоторых хороших семьях вообще никто не смотрит, или ограничивают время просмотра. Нужен умный ребёнок? Это уже родителям нужно приложить силы, опять же дать хорошее образование. Другой вопрос, что у многих людей просто нет такой возможности, и тут уж, наверное, вопрос к государству. Бывает и так, что родителям приходится работать сутками, а бабушек и дедушек нет, но опять же дети – большая ответственность, и если хочешь вырастить человека, придётся всё совместить. На примере тех же моих знакомых: даже в такой ситуации они придерживаются определенной политики в воспитании своих детей. Каждый живёт в той стране, которую он вокруг себя создал. Рассчитывать на большой мир, ждать каких-то подарков, что придут к тебе, выложат на стол и скажут: «Бери!», а потом это ещё и повторяться будет… Нет, так не бывает.
Досбе | |
---|---|
Соловьёва Елена Валерьевна родилась 21 июня 1970 года в небольшом городке Копейск, что в Челябинской области. Оттуда и переехала в Екатеринбург. Окончила УрГУ имени А. М. Горького, филологический факультет по направлению «Современная литература». Знаковые произведения - повесть «И твари внутри нас», рассказ «За стеклом». |
– Чему всё-таки должна учить детская книга?
– Я не уверена, что детская книга должна учить. Детская книга должна быть интересной, она должна создавать тот мир, в котором хочется находиться. А уж какие выводы сделают читатели – никогда не ясно, ведь из одной и той же ситуации выносятся разные заключения. Книги в первую очередь должны быть живыми, а вот учить, не учить – не знаю. Каждый ведь мыслит самостоятельно, и что он оттуда возьмет – неизвестно. Это, кстати, тоже важно, ведь самостоятельное мышление – один из главных навыков человека. А что мы видим сейчас? Повсеместное зомбирование на каждом шагу. Человека всеми способами отучают думать, мыслить своими силами. Думаю, в этом контексте книга очень помогает справиться с этими напастями современности.
Смотрите также:
- Лариса Крапивина: детей нужно защищать от равнодушия →
- Костя Цзю рассказал, почему не возвращается на ринг →
- Уральский омбудсмен нашел национальную идею →