Уральские педагоги приняли закон «Об образовании» настороженно

В этом уверен гость «АиФ-Урал» – профессор Уральского государственного педагогического университета, заведующий лаборатории педагогики православия УрО РАО, кандидат педагогических наук Станислав Погорелов.

   
   

«Подарок»

– Станислав Тимофеевич, с какими чувствами вступаете в новый учебный год?

– С одной стороны, всегда это праздник, ожидание новых встреч, событий. С другой стороны, конечно, присутствует тревога, поскольку у нас идет перманентный процесс реформирования. С 1 сентября вступает в силу новый закон «Об образовании», подаренный нам властью. Увы, в нём есть масса вещей, на которые ответить педагогу, не имеющему юридического образования, очень трудно. Между тем мы, педагоги, обязаны его исполнять, то есть понимать во всех деталях.

– Вас не огорчает, что закон принят, по сути, без участия педагогической общественности?

– Это у нас своего рода традиция – принимать решения раньше, чем они обсуждены обществом, приняты, проработаны. Поэтому получается, что решение принимается, а противоречия, возникающие при его исполнении, разрешаются всевозможными дополнениями.

Словом, хотят что-то новое, а получается по бессмертной фразе «как всегда». Скажем, непонятно, как будет автономность образовательных учреждений, их финансирование соотноситься с другими законодательствами. Не приведёт ли это к увеличению расходов родителей? Это первое, что тревожит общественность.

Впрочем, в новом законе есть радующее меня обстоятельство. Там нет понятия «образовательная услуга». Хочется верить, что это тенденция к пониманию того, что образование не рынок, не базар, его купить нельзя. Нельзя в устав любого образовательного учреждения ставить, пусть даже под видом эффективности, прибыль. Сколько бы ни было денег у родителей, им всё равно придётся вкладываться, работать со своим дитём. Так же как необходимо трудиться и педагогу, и самому ребёнку. А деньги могут только создать условия для этого. Они образования не дают. Так же как нельзя купить любовь или здоровье.

   
   

Быть самим собой

– Честно говоря, создается впечатление, что наше образование – как стойкий оловянный солдатик перед лицом многочисленных реформ.

– Образование – это огромная машина, обладающая своей культурной инерцией. Даже благие намерения не могут быть выполнены быстро. Это же не завод, в котором переналадил технологию, и он будет другую продукцию выпускать. С конверсией-то сколько нахлебались, некоторые производства что бы ни делали, всё равно автомат Калашникова получается.

Так и тут. Что ни делай, российское образование будет воспроизводить ментальные вещи, характерные исключительно для нашей цивилизации. И никакими постановлениями, указами эту сердцевину изменить, сломать нельзя. Она архетипична. Культура ведь в особенностях мышления.

– Тем не менее попытки «привить» заимствования предпринимаются. Взять то же пресловутое ЕГЭ.

- Оно и ставит в тупик людей, мыслящих полифонически, не одну книжку в жизни прочитавших. И над попытками объяснить это объективностью получаемой информации о качестве образования сегодня можно только смеяться. А что остаётся, если из уст президента звучит: более 70% повышенных результатов ЕГЭ – фиктивны? Что ж мы сами себя обманываем? И самое печальное, что мы создаем такие условия, при которых и в городской престижной школе, и школе какого-нибудь аула дети, учителя участвуют в обмане. Все в нём участвуют, вплоть до губернаторов, поскольку оценка их деятельности идёт в том числе по результатам ЕГЭ. Это безумие! Такая формалистика была предсказуема. Так стоит ли ради объективности такого толка затевать процедуры, которых население не понимает?

Мы находимся в плену иллюзии: надо быть обязательно на кого-то похожим. Быть самим собой почему-то стало плохо. Надо наконец осознать своё достоинство. Не самомнение должно быть, а строгая уверенность в своей правоте. А она появляется, когда я честно делаю свое дело, сердце в него вкладываю. На этом всё строится, к этому призвано образование. Когда хребта нет, получается нигде не укоренённое перекати-поле.

Главный капитал

                                                                         
Досье
Станислав Тимофеевич Погорелов родился 22 июня 1943 года в с. Большая Лысьва Пермской области. Окончил отделение народных инструментов Уральской государственной консерватории. Работал директором музыкально-педагогического училища. С 1986 года - в УрГПУ. Основал кафедру эстетического воспитания.

– Станислав Тимофеевич, вам не кажется, что сегодня всё чаще уравниваются понятия образования и компетенции?

– К сожалению. Компетенции – это возможность быть конкурентоспособным в рыночной среде, они сочетают знания, умения и некоторую социальную адаптивность. Рынок ведь не востребует полноты человеческих способностей, ему нужен работник – как можно более дешёвый и как можно менее требовательный.

Конкуренция на рынке равнодушна к задачам общеобразовательной школы, в основе которых развитие личности во всей полноте человеческих способностей. Если сделаем ставку на компетенции и сведём всё к ЕГЭ, зачем тогда музыка, изобразительное искусство? Даже знание художественной литературы не нужно.

Но это было бы очень близоруко, на мой взгляд. В перспективе в конкурентной гонке цивилизаций и стран выигрывают те, у кого дети способнее, люди одарённее. Но человеческий капитал еще понять надо, надо научиться уважать человека. И многие страны уже это понимают и борются за одарённость детей. Не (обращаю внимание!) за селекцию: эти одарённые, и мы для них создаём условия, а эти нет – для них что поплоше. Борьба за одарённость исходит из педагогической установки: каждый ребёнок имеет свой дар, и чтобы он раскрылся, к нему нужен особый подход.

Способности ребёнка во многом зависят от таланта педагога. Потенциала ребёнка вообще никто не знает. Он неисчерпаем!

– Мы сейчас как раз и занимаемся селекцией.

– Другие страны тоже через это проходили. Япония, например, тоже начинала с того, что выделяла талантливых, одарённых детей и училась с ними работать. Но, научившись, она начала выращивать таланты целенаправленно. Качество подготовки рабочих там высочайшее. В этой стране нет вторичных предметов: восемь уроков изобразительного искусства в неделю и ежедневные музыкальные занятия. Поэтому японский рабочий из любой производственной задачи найдёт самый гармоничный выход. Нам же, разрушившим старую систему образования, еще предстоит заново понять, как творческие способности детей развивать.

Смотрите также: