aif.ru counter
354

«Все уедут, кто учить будет». Завуч из Нейво-Рудянки о трендах образования

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. «АиФ-Урал» 30/08/2017
Автор фото: Рада Боженко / «АиФ-Урал»

«Сегодняшний школьник прекрасно ориентируется в информационном пространстве и может дать фору людям среднего возраста. Но у молодёжи совершенно отсутствуют какие-то фильтры. Они всё впитывают как губка. Хватают много лишнего. Задача учителя - как раз добиться, чтобы они отделяли зёрна от плевел», - говорит завуч Нейво-Рудянской школы №9 Илья Тупиков.

Дети сами по себе

Алексей ЗАЯКИН, «АиФ-Урал»: Илья, вы один из редких примеров человека, который окончил вуз и вернулся преподавать в родную школу. Почему, на ваш взгляд, молодёжь сегодня бежит из деревни?

Илья ТУПИКОВ: А вы думаете у нас тут с инфраструктурой полный порядок? Или, может быть, развлечений много? Даже если работа более-менее оплачиваемая, то многие не едут в деревню, потому что элементарно негде жить, некуда сходить после тяжёлой рабочей недели. Например, в Верхотурье молодым специалистам предоставляют коттеджи для проживания, дают участки. А что в нашем посёлке ловить? Да и с работой, честно сказать, не всё хорошо. Есть у нас в школе два учителя истории, приходит третий. Ну где я ему найду ставку? Всё равно же надо создать подходящие финансовые условия. За три копейки он же не будет работать.

- Каждое следующее поколение у нас заявляет, что молодёжь безнадёжно испорчена. Вот, мол, в наши годы такого не было. Вы видите какие-то кардинальные перемены?

- Дело даже не в самой молодёжи, а в семьях, в которых они воспитываются. Вот у нас большинство взрослого населения ездит работать в Екатеринбург и другие крупные города. Они практически не видят своих детей. Родительский контроль отсутствует. Дети предоставлены сами себе. Естественно, что в голову ребятам лезут нехорошие мысли. Ну и конечно, ценности сильно изменились. Сейчас не получится сказать ребёнку, что это его обязанность. Он ответит: «Мне за это не платят». Приходится всё время искать какие-то обоснования, что-то обещать. Сегодня ты сделаешь то-то, а завтра мы сходим, к примеру, в поход. Я согласен, что сегодняшний школьник прекрасно ориентируется в информационном пространстве и может дать фору людям среднего возраста. Но у молодёжи совершенно отсутствуют какие-то фильтры. Они всё впитывают как губка. Хватают много лишнего. Задача учителя - как раз добиться, чтобы они отделяли зёрна от плевел.

- А что вы можете сказать о модных тенденциях в среде молодёжи. Вот это повальное увлечение спиннерами (развлекательная вращающаяся игрушка. – Прим. авт.). Слепое копирование - это нормально?

- Мода была во все времена. Молодёжь в силу возраста особенно ей подвержена. Вспомните нашу юность. Мы носили джинсы клёш, увлекались любительской фотографией. Сейчас другие ценности. Я думаю, что это поветрие быстро пройдёт. Здесь опять-таки важно семейное воспитание. В своё время я мог спокойно пойти по наклонной, рос в окружении наркоманов, но предпочитал общаться с нормальными ребятами, да и дома мне объяснили мой путь, если я свяжусь с наркотиками. Если сегодняшнему школьнику дома вправят мозги и объяснят, что такое хорошо, а что такое плохо, то он с большей долей вероятности вырастет нормальным человеком. Другое дело, что такие разговоры по душам сегодня редкость, это и пугает.

Главное мерило - деньги

- Нынешнее лето обнажило проблемы свердловских школ. Где-то с трудом вписались в сроки ремонта, где-то намекнули родителям, что нужно бы вложиться, чтобы всё успеть сделать вовремя. Неужели чиновники не способны своими силами решить вопрос?

- Деньги на ремонты школ, конечно, выделяются, но не в том объёме, как бы хотелось педагогам. Порой руководство долго определяется с подрядчиком. Иногда эти люди оказываются нерадивыми и делают свою работу некачественно, а на кон поставлено всё благополучие школы. Начинаются судебные разбирательства. Руководители школ изворачиваются как могут. Пишут письма, просят выделить дополнительные средства. Вот нашей школе всего 11 лет. Капремонт ни разу не делался, однако уже сейчас то в одном месте вылезет проблемка, то в другом. На всякие мелочи типа краски мы даже денег не просим: знаем, что не дадут. Экономим из других расходов. Деньги учителям платятся из федерального бюджета, а ремонт школ задача муниципалитета. И решается этот вопрос в регионах с большим скрипом. От практики поборов с родителей удастся уйти только тогда, когда государство наладит снабжение школ всем необходимым. Да и сборы везде разные. Одно дело взять сто рублей на нужды класса раз в полгода, а другое - 12 тысяч ежемесячно. В этом вопросе у кого насколько наглости хватит.

- Можем ли мы сегодня говорить, что профессия «учитель» снова становится престижной, как нас уверяют некоторые политики?

- Это, может, в Екатеринбурге или Москве наша профессия считается престижной, но здесь, на периферии, конечно, нет. В мире капитализма главное мерило деньги. Если моя зарплата в пределах двадцати тысяч рублей, то интересно, какое место я занимаю в рейтинге профессий? Что, к примеру, лично меня удерживает здесь? Дом рядом, люблю заниматься краеведением, а в большом городе своих специалистов хватает. В конце концов, здесь моя родина. Если все уедут, то кто будет учить? Да, чтобы выживать, я вынужден чуть ли не жить в школе, работать на полторы ставки. Но я справляюсь. Таких примеров предостаточно.

Ребята планет не знают

- Сейчас в школы возвращаются уроки астрономии. Да ещё и самбо станет обязательным предметом. Это правильное решение?

- Астрономия, безусловно, нужна. Сейчас доходит до смешного: ребята названий планет не знают. Кроме того, для сдачи ЕГЭ в 11-м классе необходимы знания по астрономии. А вот насчёт самбо у меня большие вопросы. Много у нас разных видов спорта. Почему именно самбо? Хотя ответ очевиден. Людям, которые у власти, единоборства по душе. Завтра придёт волейболист или пловец, и все переквалифицируются на эти виды. Думаю, что не стоит бросаться в такие крайности. У ребёнка должен быть выбор.

- Какие, на ваш взгляд, предметы необходимо вводить ещё, а от каких можно безболезненно избавиться?

- Я очень переживаю за свою родную историю. Для изучения Великой Отечественной войны в школьной программе выделено всего пять часов. Грандиозное историческое событие проходят галопом по Европам. Да там каждой битве нужно по уроку выделять! Что касается предметов, от которых можно избавиться, то я, если честно, таких не вижу. Единственное, что сегодня лишнее, - внеурочная деятельность. Это ещё два часа занятий каждый день после уроков. В результате перегружены и дети, и учителя.

ДОСЬЕ
Илья Тупиков родился 27 июля 1990 года в Нейво-Рудянке. Окончил Нижнетагильскую государственную социально-педагогическую академию. Учитель истории и обществознания в Нейво-Рудянской средней школе №9, завуч.
- Единый госэкзамен даёт сегодня чёткое и объективное представление о знаниях школьника?

- В точных науках, пожалуй, да, а в гуманитарных - нет. Ну как можно оценить знания по литературе и истории по тестам? Я не понимаю. Нам говорят, что таким образом можно уйти от субъективности. Но многие гуманитарные предметы по своей сути субъективны. Дети мне говорят: «Мы любим историю, но после ЕГЭ хочется выйти из кабинета и поскорее её забыть». В таком подходе сдачи экзаменов, как мне кажется, нет души.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах