«Понимание проблем человека и реальная помощь ему – главная мера профилактики трагедий, жертвами которых становятся дети», – уверен уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области Игорь Мороков.
«Ты плохой»
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Игорь Рудольфович, череда трагедий с участием детей в нашей области совпала с нарастающим кризисом. Как вы считаете, это случайное совпадение? Или всё же связь есть?
Разбирая каждый отдельный резонансный случай, мы приходим к выводу: к трагедии приводит комплекс проблем. Взять тот же интернат для умственно отсталых детей на Ляпустина. С одной стороны, не сработали какие-то организационные системы. С другой стороны, злую роль сыграл и человеческий фактор. Не обратили внимание на одну «мелочь», на вторую, на третью – бах – трагические последствия. А в семье этот самый человеческий фактор вообще главный.
– У нас принято креститься, когда гром грянет. А профилактика насилия в отношении детей, агрессии, равнодушия возможна?
То есть, когда речь идёт об учреждениях, о системных факторах риска, ещё можно заниматься профилактикой. Но сегодня системой становится, увы, и человеческий фактор. Тут всё гораздо сложнее. Тут нужно понять, кто может с этим работать? Когда ты взаимодействуешь с человеком, в надежде исправить ситуацию, эффект будет только тогда, когда тебе этот человек доверяет.
В этом отношении мы в первую очередь возлагаем надежду на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. У них все проблемные семьи на глазах. Но они, к сожалению, в большинстве своём работают по-старому. Вызывают на заседание комиссии, восемь тетенёк-дядек сидят: «Ах, какой ты плохой». Ничего не получится!
Страна советов
– «Заседание комиссии» уже звучит формально, уныло.
– Вот именно! Ребята, пригласите «виновника» просто на беседу, чаю ему налейте. Пусть он поверит, что вы хотите и можете ему помочь. Это работает – проверено! Помню, когда я работал в такой комиссии в Чкаловском районе, у нас была очень тяжёлая семья. Мамка на заседаниях каждое слово в штыки воспринимала. А однажды мы просто позвали её к себе «посидеть, поговорить». Мои помощницы с ней, извините, по-бабски поболтали, вместе всплакнули… И всё. Эффект потрясающий. Она к нам потом с благодарностью пришла.
Сегодня крайне важно менять формат работы с учётом медиативных технологий.
– Душевно затратный вариант.
– Безусловно. Но результативный. Сегодня выход на человека с пониманием его проблем – одна из самых главных мер профилактики. И работа с семьями, конечно, должна системно вестись. А у нас? Клубам по месту жительства, например, сегодня сказали: «Вы теперь входите в систему дополнительного образования». Многие руки потёрли: «Ну и славно, потанцевали, крестиком повышивали – до свидания. Больше не приходите». И всё, клуб как место объединения всей семьи умер. А ведь это очень серьёзный ресурс. Мы теряем наш общинный уклад.
– Игорь Рудольфович, вам не кажется, что сегодня семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, все кому не лень «учат жить», забывая, что они нуждаются в помощи?
– Так и есть. Вышли в семью – провели беседу, вышли в семью – довели до сведения требования закона. Страна советов. Пять-шесть выходов – и одни только разговоры. А им надо помогать реально! Иногда жизнь ставит в такие условия… Кто-то из нас сильный, а кто-то ломается. Но ведь классическая форма устройства государства: сильный помогает слабым, здоровый – больным.
Не самоцель
– Сегодня горячо обсуждается закон о комендантском часе. Как вы к нему относитесь?
– На самом деле во многих регионах комендантский час введён, просто возникла нормативно-правовая коллизия. В частности, связанная с системой наказания за его нарушение. Сегодня эта проблема решена на федеральном уровне.
Конечно, любую хорошую идею можно довести до абсурда. Но в целом я этот закон оцениваю положительно. Просто не нужно его рассматривать исключительно как способ наказания. Комендантский час – не самоцель, это предмет для выстраивания системы повышения ответственности родителей, педагогов, всех, кто работает с детьми. У нас немало случаев, когда с ребёнком происходит трагедия, и при выяснении обстоятельств обнаруживается – родители даже не знали, где их ребёнок находился.
Не в штрафе дело. Иногда это просто повод поговорить с родителями. Они порой даже не представляют той опасности, которая может грозить ребёнку. А приведёшь парочку живых примеров и видишь, что-то в глазах и родителей и пацана появилось.
Другое дело, как этот закон иногда интерпретируется.В Екатеринбурге был эпизод, когда ребёнка после 23.00 не посадили в троллейбус. Формально водитель исполнил закон. А то, что ребёнок остался на улице, его уже не волновало. Поэтому главное усвоить – мы в любом случае, при любых обстоятельствах должны действовать в интересах ребёнка.
Смотрите также:
- Доктор педагогики: шоу с участием детей наносят им непоправимый вред →
- Современным родителям не хватает стратегии воспитания →
- Уральский омбудсмен нашел национальную идею →