Бедность может порождать агрессию в уральских семьях

«Понимание проблем человека и реальная помощь ему – главная мера профилактики трагедий, жертвами которых становятся дети», – уверен уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области Игорь Мороков.

   
   

«Ты плохой»

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Игорь Рудольфович, череда трагедий с участием детей в нашей области совпала с нарастающим кризисом. Как вы считаете, это случайное совпадение? Или всё же связь есть?

Игорь Мороков: Допускаю эту связь. Если мы с вами вспомним Национальную стратегию действия в интересах детей, то в преамбуле к ней определяются причины тех проблем, которые возникают. И как один из рисков чётко обозначена бедность. Бедность ведь – это не только отсутствие средств к существованию, но и психологический кризис.

Разбирая каждый отдельный резонансный случай, мы приходим к выводу: к трагедии приводит комплекс проблем. Взять тот же интернат для умственно отсталых детей на Ляпустина. С одной стороны, не сработали какие-то организационные системы. С другой стороны, злую роль сыграл и человеческий фактор. Не обратили внимание на одну «мелочь», на вторую, на третью – бах – трагические последствия. А в семье этот самый человеческий фактор вообще главный.

– У нас принято креститься, когда гром грянет. А профилактика насилия в отношении детей, агрессии, равнодушия возможна?

Досье
Игорь Мороков. Родился в 1958 году в Свердловске. Окончил Свердловский государственный педагогический институт. Возглавлял комиссию по делам несовершеннолетних Чкаловского района. В 2010 году избран Уполномоченным по правам ребёнка в Cвердловской области.
– Если честно, когда мы говорим о системном, организационном подходе, то ещё как-то можно проследить, проконтролировать, предупредить. Можно заставить, например, провести тренировку. Приезжаем, допустим, мы в детский дом, спрашиваем: тренировали эвакуацию на случай пожара? «Да, проводили! Недавно, днём». Но горим-то мы когда обычно? Ночью! И эвакуировать малышей, например, нужно вынося их на руках. Спрашивается, сможет у вас срочно проснувшаяся нянечка взять ребёнка на руки, найти в темноте правильный путь эвакуации и вынести его в безопасное место? Пожимают плечами: «Не знаем». Так отрабатывайте!

То есть, когда речь идёт об учреждениях, о системных факторах риска, ещё можно заниматься профилактикой. Но сегодня системой становится, увы, и человеческий фактор. Тут всё гораздо сложнее. Тут нужно понять, кто может с этим работать? Когда ты взаимодействуешь с человеком, в надежде исправить ситуацию, эффект будет только тогда, когда тебе этот человек доверяет.

   
   

В этом отношении мы в первую очередь возлагаем надежду на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. У них все проблемные семьи на глазах. Но они, к сожалению, в большинстве своём работают по-старому. Вызывают на заседание комиссии, восемь тетенёк-дядек сидят: «Ах, какой ты плохой». Ничего не получится!

Страна советов

– «Заседание комиссии» уже звучит формально, уныло.

– Вот именно! Ребята, пригласите «виновника» просто на беседу, чаю ему налейте. Пусть он поверит, что вы хотите и можете ему помочь. Это работает – проверено! Помню, когда я работал в такой комиссии в Чкаловском районе, у нас была очень тяжёлая семья. Мамка на заседаниях каждое слово в штыки воспринимала. А однажды мы просто позвали её к себе «посидеть, поговорить». Мои помощницы с ней, извините, по-бабски поболтали, вместе всплакнули… И всё. Эффект потрясающий. Она к нам потом с благодарностью пришла.

Сегодня крайне важно менять формат работы с учётом медиативных технологий.

– Душевно затратный вариант.

– Безусловно. Но результативный. Сегодня выход на человека с пониманием его проблем – одна из самых главных мер профилактики. И работа с семьями, конечно, должна системно вестись. А у нас? Клубам по месту жительства, например, сегодня сказали: «Вы теперь входите в систему дополнительного образования». Многие руки потёрли: «Ну и славно, потанцевали, крестиком повышивали – до свидания. Больше не приходите». И всё, клуб как место объединения всей семьи умер. А ведь это очень серьёзный ресурс. Мы теряем наш общинный уклад.

– Игорь Рудольфович, вам не кажется, что сегодня семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, все кому не лень «учат жить», забывая, что они нуждаются в помощи?

– Так и есть. Вышли в семью – провели беседу, вышли в семью – довели до сведения требования закона. Страна советов. Пять-шесть выходов – и одни только разговоры. А им надо помогать реально! Иногда жизнь ставит в такие условия… Кто-то из нас сильный, а кто-то ломается. Но ведь классическая форма устройства государства: сильный помогает слабым, здоровый – больным.

Не самоцель

– Сегодня горячо обсуждается закон о комендантском часе. Как вы к нему относитесь?

– На самом деле во многих регионах комендантский час введён, просто возникла нормативно-правовая коллизия. В частности, связанная с системой наказания за его нарушение. Сегодня эта проблема решена на федеральном уровне.

Конечно, любую хорошую идею можно довести до абсурда. Но в целом я этот закон оцениваю положительно. Просто не нужно его рассматривать исключительно как способ наказания. Комендантский час – не самоцель, это предмет для выстраивания системы повышения ответственности родителей, педагогов, всех, кто работает с детьми. У нас немало случаев, когда с ребёнком происходит трагедия, и при выяснении обстоятельств обнаруживается – родители даже не знали, где их ребёнок находился.

Не в штрафе дело. Иногда это просто повод поговорить с родителями. Они порой даже не представляют той опасности, которая может грозить ребёнку. А приведёшь парочку живых примеров и видишь, что-то в глазах и родителей и пацана появилось.

Другое дело, как этот закон иногда интерпретируется.В Екатеринбурге был эпизод, когда ребёнка после 23.00 не посадили в троллейбус. Формально водитель исполнил закон. А то, что ребёнок остался на улице, его уже не волновало. Поэтому главное усвоить – мы в любом случае, при любых обстоятельствах должны действовать в интересах ребёнка.

Смотрите также: