Привет из 90-х: на Среднем Урале процветает автохамство

«Подвиги» уральских автохамов Игоря Новосёлова и Бориса Малафеева прогремели на всю Россию. © / Эдуард Валерьевич / Скриншот видео с www.youtube.com

В последние несколько лет в Екатеринбурге и других городах Свердловской области распространилось такое явление, как автохамство. Причём его жертвами становятся не только автолюбители, но и пешеходы. Об этой и других проблемах мы побеседовали с руководителем Свердловского комитета по защите прав автомобилистов Дмитрием Ларионовым.

   
   

С позиции силы

Алексей Смирнов, «АиФ-Урал»: Дмитрий, «подвиги» уральских автохамов гремят на всю Россию. Каковы истоки этого явления?

Дмитрий Ларионов: Автохамство явление достаточно древнее. Просто автолюбителей в последние годы стало гораздо больше, и вероятность столкнуться с каким-то правонарушением резко увеличилась. Кроме того, оно стало заметнее: водители массово приобретают видеорегистраторы, которые фиксируют такие инциденты. Люди выкладывают их в соцсети, посылают в СМИ, и «подвиги» автохамов становятся достоянием общественности. Лично я считаю автохамство отголоском 90-х годов. Когда некоторые думали, что на них не распространяются общие правила, и решали свои проблемы с позиции силы. Но сегодня даже те, у кого есть реальная власть, – чиновники, олигархи – всё равно получают по заслугам…

– Вы согласны, что в подавляющем большинстве случаев автохамы – это люди на дорогих машинах?

Досье
Дмитрий Ларионов. Родился в 1983 году в Екатеринбурге (Свердловске). Учился на химическом факультете Уральского государственного университета. Работает системным администратором. Возглавляет Свердловский региональный комитет по защите прав автомобилистов.
– Вовсе нет. Дело в том, что автохамство бывает двух видов: в отношении всех окружающих, и в отношении конкретной жертвы. В первом случае самое популярное явление – объезд пробки по обочине. Люди, которые допускают такое поведение, не уважают всё общество в целом. И тут совершенно не важно, на какой машине они едут. Среди тех, кто объезжает пробки, можно увидеть и «копейки», и дорогие авто, и грузовики. Такие водители не понимают, что, объезжая пробку, они всех обдают пылью и провоцируют дальнейший рост пробки.

Второй тип автохамства направлен на конкретного участника дорожного движения. И вот здесь можно найти взаимосвязь между поведением человека и уровнем его достатка, стоимостью его авто. Таким образом люди пытаются самоутвердиться, демонстрируют своё «превосходство».

– То есть, если у человека заведомо более дешёвая машина, на конфликт он не пойдёт?

   
   

– Пойдёт, но только если речь идёт о физической силе, когда выясняют – кто кому набьёт лицо. Когда один участник хочет нарушить правила дорожного движения, а второй ему не даёт, автохам воспринимает это как провокацию и оказывается разозлён. Он может считать, что его спровоцировали, хотя на самом деле провокатор – он сам. Сам я неоднократно сталкивался с таким явлением, хотя на меня ни разу не нападали. Обычно, когда я выхожу из машины, у оппонента исчезает желание на меня нападать. Но из автомобиля я выхожу достаточно редко и вообще стараюсь не допускать таких конфликтов.

Лучше уехать

– Что нужно делать, чтобы не стать жертвой автохама?

– Если есть прямая угроза причинения вреда имуществу или, не дай Бог, жизни и здоровью, лучше всего просто уехать. Самое главное – не усугублять конфликт. Пусть ваш оппонент говорит всё что угодно, Важно, чтобы он не оказался ещё более спровоцированным.

– Получается, что автохамство – явление неизбежное?

– Всё зависит от правосознания. У нас общество сегодня раскололось на тех, кто принципиально соблюдает правила дорожного движения, и тех, кто их так же принципиально не соблюдает. Свою роль сыграло и бездействие Госавтоинспекции, которое она проявляла на протяжении 90-х годов, в начале 2000-х. Сегодня автохамство наказуемо, оно предаётся огласке, но люди, увы, продолжают его проявлять.

– А чего больше боится автохам – огласки или закона?

– Конечно, огласки! Если бы он боялся закона, он бы его не нарушал. Огласка – гораздо более страшное наказание, чем штраф. Именно поэтому видео­регистратор – это универсальное средство в борьбе не только с автохамством, но и с коррупцией в ГИБДД, которая планомерно искореняется тем же способом. Кроме того, вы сможете защитить свои интересы в случае ДТП. Жизнь диктует свои правила, и мне странно, что видеорегистратор до сих пор не установлен в 100% автомобилей…

Город для пешеходов

– Екатеринбург – это город для пешеходов или водителей? Кому в нём комфортней?

– Думаю, что пешеходам, но с известными оговорками. Если я нахожусь в центре города, днём, то я гораздо лучше чувствую себя в качестве пешехода. Если же речь идёт о позднем вечере – лучше быть автомобилистом. А вообще я поддерживаю идею городских властей пересадить хотя бы часть водителей на общественный транспорт. Главное – делать это продуманно и планомерно.

– А как относитесь к велосипедистам?

– Ситуацию осложнили изменения в правилах дорожного движения, когда велосипедистам разрешили ездить по тротуарам, но с кучей различных оговорок. Пешеходы считают, что им не место на тротуаре, автомобилисты не пускают их на проезжую часть. При этом не правы и те и другие. Масла в огонь подлили в ГИБДД, где как-то прямым текстом заявили, что, дескать, «велосипедисты у нас приравнены к пешеходам». Но на самом деле велосипедист – водитель, а велосипед – такое же транспортное средство, как и все остальные.

И ещё: по моему глубокому убеждению, если у нас однажды все велосипедисты начнут соблюдать правила дорожного движения, никакой инфраструктуры для них не потребуется вообще! Животный страх выезда на проезжую часть легко победить привычкой соблюдать правила.

– Сегодня в Екатеринбурге количество авто на душу населения больше, чем в Москве и Питере. Как оцениваете эту ситуацию?

– Считаю, что автомобилизацию необходимо как-то сдерживать. Чем больше у нас станет автомобилей – тем будет хуже. Нельзя поддаваться на популистские заявления ряда водителей, что нужно обустраивать в городе как можно больше парковок, дорог. Потому что, чем лучше будет инфраструктура, тем больше будет автомобилей. А проблемы останутся! Получается парадокс: чем лучше автолюбителям будет сегодня, тем хуже им будет завтра.

Смотрите также: