Примерное время чтения: 11 минут
230

Екатеринбург снова оказался не готов к велосезону

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. «АиФ-Урал» 15/04/2015

Велосипедисту в городе места нет!

Ольга Маслова, «АиФ-Урал»: Вот и стартовал велосезон, наверняка и велосипедистов прибавилось, особенно «благодаря» кризисному времени, когда каждая копейка на счету и нет возможности каждый день тратиться на проезд. Готов ли к этому Екатеринбург?

Константин Мочалов: Город, как всегда, не готов. Не готов по ряду причин, и первая из них – это снова, как и из года в год, отсутствие велодорожек. Те телодвижения, которые во власти различимы, – очень вялые. Готовые проекты, которые мы выдвигаем сами, в администрации Екатеринбурга практически не используются. Мы уже своими руками готовы расчертить тротуары, говорим об этом властям, но и эта инициатива тормозится! К сожалению, у нас в городе все мероприятия по созданию велоинфраструктуры используются только для пиара властей – закладывают одну дорожку в проект улицы и тут же начинают размещать об этом кучу информации. Но в итоге почти ничего не делается или делается, но невозможно медленно. Наш город достаточно компактный, и, по большому счету, Екатеринбург «велопешеходкой» можно расчертить очень быстро. Уже была бы какая-то территория для велосипедистов, с которой можно было бы работать дальше. Ну, а следующим этапом могло бы быть формирование уже нормальных, обособленных велодорожек.

Это очень важные моменты, потому как на сегодняшний день велосипедист по обочине дороги ехать не может, потому что там двухметровые лужи грязи или импровизированные парковки во всю длину улицы. И по тротуару ему тоже ездить запретили. Причем эта пропаганда – велосипедист не может двигаться по тротуару – печально сказывается на отношении пешеходов к владельцам двухколесного транспорта. По факту выходит неприглядная реальность – уральскому велосипедисту нет места на улицах города.

– Тогда это вопрос и к обустройству города в целом? Если на обочине грязь, горы пыли, глубокие лужи, какие уж тут велодорожки! Нужно сначала Екатеринбург в порядок привести.

– Однозначно так и есть! Должна быть полная готовность проезжей части – это и чистота города, и все, что с этим связано. Но есть еще одна проблема, она не менее важная – это возможность безопасного хранения велосипеда. Отсутствие нормальных парковок, находящихся под присмотром, – очень ограничивающий фактор. По большому счету мы считаем, что это проблема номер один. Те парковки, что у нас есть сейчас, горожане прозвали «вешалками». Они совершенно неудобны и в основном используются для того, чтобы размещать на них рекламу. О комфорте уральцев и речи не идет. Велосипедисты этими парковками стараются не пользоваться, особенно если их «железный конь» стоит приличных денег, потому что украсть с такой парковки велосипед ничего не стоит. А у кого-то, между прочим, это единственный транспорт.

Припаркованные на обочине автомобили мешают движению велосипедистов. Фото: www.russianlook.com

– Снова все сводится к тому, чтобы извлечь максимальную выгоду… В этом случае - из размещения рекламы.

– Да пусть им будет эта выгода! В этом проблемы нет. Но надо, чтобы при всем при этом присутствовали какие-то удобные для екатеринбуржцев вещи. Я не знаю, посадите какого-нибудь вахтера, который будет ключик выдавать, – варианты найти можно, и они значительно улучшат жизнь горожан, а велосипедистов станет в разы больше. Это я гарантирую.

Властям не хватает воли

– Если действительно столько вариантов, то почему их не реализуют?

– Недостаточно воли местных властей. Я почти каждый день сталкиваюсь с разными чиновниками, с людьми из власти, которых нам приходится «преодолевать», как высокие барьеры, и могу сказать, что, к сожалению, нет силы, которая мотивировала бы исполнителей что-то делать. Нет жесткого контроля, нет конкретных задач, причем задач не мелких: «Дадим им уже эту велодорожку, чтобы они там успокоились», – а стратегических. Город пора бы переустроить, его надо делать более адаптированным для горожан. Эти люди сверху занимаются какими-то непонятными делами – бьются друг с другом на разных уровнях за те же деньги для ремонта дорог. При этом ситуация с дорогами так и остается непонятной, потому что их переделывают каждый год.

– Тут вы правы. Был бы еще толк из-за этих споров! Спорят который год, а ситуация одна и та же – дороги убитые…

– К сожалению, так и есть… В прошлом году мы, велосипедисты, недовольные всей этой ситуацией с дорогами, объединились с автомобилистами и мотоциклистами и начали этими проблемами заниматься вместе. Надо сказать, что дело сдвинулось с места, потому как масса негодующих оказалась достаточно внушительной, а это значит, что мы обладаем большими возможностями, чем можем думать. Правда, не могу пока похвастаться тем, что все идет так, как нам хочется.

– Иногда кажется, что власть имущие не видят города, которым управляют, не знают его…

– Они его видят, но только из окна дорогого автомобиля, и, как правило, они даже за рулем этих автомобилей не сидят. А та дорога, по которой они двигаются, из какого-нибудь частного сектора до здания городской администрации – наверное, еще ничего. В этом промежутке полотно, скорее всего, достойного качества. Но знаете, все-таки есть небольшой плюс от наших мероприятий – в определенный момент нас начали посещать сотрудники той же администрации города, люди из правительства области. Они тоже начали кататься на велосипедах. Эта мода их захлестнула! Благодаря чему нам уже легче общаться с руководителями региона и города.

«Город пора бы переустроить, его надо делать более адаптированным для горожан». Фото: www.russianlook.com

Центр города – людям!

– Что касается создания велодорожек, то наши власти любят упирать на то, что для них в Екатеринбурге нет места. Но давайте посмотрим на опыт других стран – в той же Европе города намного старше, улицы уже, но у них устроено все.

– Яркий пример к вашему вопросу  это Франция и Германия. Что касается Франции, то там вообще все дороги в центральной части городов поделены на две части:  одна  – это общественный транспорт и велодвижение, другая же – для автомобилей. Причем последняя достаточно узкая. Исходя из этих обстоятельств, люди начинают покупать себе маленькие автомобили, больше пользуются общественным транспортом. Никто там от этого не умер, а самое главное – благодаря этой системе там нет таких огромных пробок, в которых у нас часами стоят россияне. То есть в этом случае постепенно начинает решаться другая городская проблема  засилье автомобилей.

Тут вот еще какой момент: все мы дети Советского Союза, которые в один прекрасный момент массово дорвались до автотранспорта. С тех времен многие люди упорно не хотят видеть альтернатив, и это уже проблема менталитета и сознания россиян. Поэтому я не ожидаю, что мы все разом пересядем на велосипеды или на общественный транспорт. Этого ждать, наверное, и не стоит, ведь у нас огромные расстояния, огромная территория страны, и без автомобиля порой просто не обойтись. Но центр Екатеринбурга будет неизбежно так развиваться – для машин места будет все меньше, а для людей – все больше.

– И это здорово! Думаю многие горожане, в том числе и те, кто регулярно использует велосипед в качестве транспорта, ждут этого момента.

– К слову, велосипеды в свою очередь, еще и полезны для здоровья! Какой вообще смысл ехать утром по пробкам, дышать выхлопами, когда можно прыгнуть на велосипед и доехать до работы абсолютно ничего на это не потратив, приобретая только положительные эмоции. Это очень настраивает на рабочий лад. Я знаю, что многие офисные работники сторонники именно велодвижения, и это нормально, потому что человек сидит за компьютером целый день! А это хоть какая-то нагрузка, и она значительно лучше, чем снова сидеть, но уже в автомобиле.

– Как думаете, может нам нужно двигаться к той модели городского пространства, когда центр города полностью отдается людям? Отдается под парки, зоны отдыха, детские площадки?

– Конечно! Нам нужно брать и полностью закрывать часть центральных улиц от автомобилистов, делать их полностью велопешеходными – для людей. Именно в этом направлении мы должны двигаться, больше думать о горожанах, создавая для них комфортную среду. Семимиллионный город Гонконг можно обойти по второму уровню практически весь. Он убран зеленью, сделаны красивые дорожки для пешеходов и велосипедистов. Я беру этот город как образец. В этом направлении движется цивилизация! Другой вопрос, в том, что мы живем в России и до такого уровня нам очень далеко…

Часть центральных улиц стоит закрыть от автомобилей и отдать их под велопешеходное движение. Фото: www.russianlook.com

Учите ПДД

– Если вновь вернуться к закону о том, что велосипедист больше не может двигаться по тротуару… Не раз слышала от велосипедистов, что по обочине ехать просто страшно, страшно попасть под колеса авто. Оправданны эти опасения?

– К сожалению, такая вероятность имеет место быть… Автомобилисты еще не привыкли к постоянно двигающимся по обочине велосипедистам. Что хочу отметить, любая лужа после дождя вынуждает велосипедиста выезжать на проезжую часть и двигаться между машинами. Это достаточно опасно. Какой может быть выход, если вы предпочитаете проезжую часть? Обязательно должен быть шлем, обязательны средства защиты и опознавательные знаки. Я часто вижу людей, которые используют зеркала заднего вида, и это правильно! Такое зеркало здорово выручает при маневрах, помогает избежать столкновений с автомобилями. И, конечно, велосипедисты должны знать ПДД. Только в этом случае можно минимизировать риски и не попасть в аварию.

– Мне кажется, есть и другая проблема – некоторые автомобилисты специально подрезают велосипедистов, сигналят им в спину и всячески пытаются выдавить с обочины…

– Знаете, в последнее время эта ситуация все-таки поменялась. Среди велосипедистов очень много спортсменов. Эти люди могут за себя постоять, и окружающие увидели это. Я не думаю, что теперь стоит опасаться какого-то наглого поведения автомобилистов. В большей степени автомобилисты благосклонно и лояльно относятся к велосипедистам. Конечно, как и в любом движении, тут могут быть «ортодоксы», которые ненавидят все остальные виды транспорта, кроме своего. Но такое присутствует и среди велосипедистов. Например, меня некоторые велосипедисты ругают за то, что я еще и на автомобиле езжу. Мол, раз ты занимаешься «Вело-Городом», то и ездить должен только на велосипеде. Это настоящие фанаты. С одной стороны, это хорошо, но с другой – наша жизнь ведь не ограничена одним вариантом. Если велосипедисты сами не провоцируют опасные ситуации на дороге, демонстрируют знания правил дорожного движения и уважение к остальным участникам движения, то никто их зажимать не будет. Часто это просто мифы и надуманные страхи.

Незнание велосипедистами ПДД – одна из главных причин аварий на дороге. Фото: www.russianlook.com
Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах