«Горы и реки - моя религия», - с улыбкой признаётся автор проекта «Снегоходная трасса Север» Константин Кузнецов, с которым мы беседуем о туристических особенностях и толерантности Урала.
Снегоходная мекка
Кристина Шабунина, «АиФ-Урал»: Константин, задуманная вами экспедиция на снегоходах из центра Екатеринбурга до берегов Северного Ледовитого океана вызывает восхищение и одновременно удивление. Как родилась подобная идея?
Константин Кузнецов: Занимаясь организацией снегоходных экспедиций - на перевал Дятлова, на горы Маньпупунёр - возникла идея связать эти отрезки маршрута и показать весь Урал. Так разрозненные кусочки выросли до одного большого проекта - «Снегоходной трассы Север»: из столицы Урала до берегов Северного Ледовитого океана. На Урале горы невысокие, но очень красивые. Чтобы понять это, нужно просто один раз увидеть. Тем более что зимние пейзажи каждый раз рисуют что-то новое.
Урал считается горнолыжной меккой, здесь много мест для катания на лыжах. Я хочу, чтобы Урал стал и снегоходной меккой: отдых для всей семьи, снегоходные дорожки, как в Канаде, широкий прокат детских снегоходов. Когда я озвучил эту идею - сделать Екатеринбург снегоходной столицей Урала - мэру города Евгению Ройзману, он её поддержал и предложил: «А почему бы не замахнуться на уровень «Екатеринбург - снегоходная столица России?». Так что планы масштабные.
- А в чём ключевая идея экспедиции?
- Путь будет пролегать по уральскому горному хребту. Мы проедем главные вершины и скалы: Чёртово Городище, гору Белую, Конжаковский камень, перевал Дятлова. Увидим красоту гор Приполярного и Полярного Урала. Финальная точка - это южный берег Карского моря, окраинного моря Северного Ледовитого океана. Наш экспедиция уже привлекла внимание любителей гонок на ездовых собаках. Предложение такое: сначала проходит колонна на снегоходах, а после неё - гонки на собачьих упряжках. Безусловно, это должно добавить колорита и привлечь ещё больше интереса к нашему мероприятию.
Законы тайги
- Людей сегодня всё больше манит юг. Если отдыхать - так на морском побережье под пальмами. Откуда у вас такая любовь к суровому краю?
- Север по-настоящему красивый, дикий, непредсказуемый. Когда приезжаешь туда, то словно попадаешь на другую планету. Людей, которые живут там, не волнует большая политика, им неинтересно, сколько стоит баррель нефти на рынке. Они живут своим устоем, добывают соболей, ходят на охоту. Есть очень хороший фильм «Счастливые люди» - он в какой-то степени отражает жизнь наших коренных народов севера манси. О севере можно говорить долго. Люди живут настолько по-другому, что, однажды побывав там, хочется возвращаться снова и снова, как в некую сказочную страну, затерянный волшебный мир, где живы настоящие человеческие ценности.
- К разговору о ценностях. Дружба, взаимовыручка, «плечо в трудной ситуации» - по-вашему, эти вещи утратили свою значимость среди жителей больших городов или просто заблудились в суете повседневности?
- Вот пример для иллюстрации. Я еду по тайге, подъезжаю к домику, он не закрыт - стучаться не надо. Я захожу, здороваюсь - мне с порога предлагают чай и отдых. А теперь представьте такую же ситуацию в Екатеринбурге. Вы идёте по улице Вайнера, замёрзли, стучитесь в первую попавшую квартиру, хозяин вам открывает и, ничего не спрашивая, наливает чай и только потом знакомится с вами. Разве такое возможно? Понятно, что в тайге другие законы: если ты зашёл в дом, то, возможно, тебе нужна помощь. Законы гостеприимства, взаимовыручка там так же естественны, как дышать. Там даже собаки другие! Ни одна мансийская собака тебя не укусит, потому что ты человек, а значит - друг. Ещё говорят, что плохой человек в тайгу не пойдёт, а если и пойдёт, то надолго не задержится. Тайга и горы выталкивают плохих людей.
Палки в колёса
- По пути экспедиции находится буддийский монастырь Шад Тчуп Линг. В последний год о нём только и говорят - то его сносят, то не сносят. На защиту единственного на Урале буддийского монастыря даже встал музыкант Борис Гребенщиков. На ваш взгляд, это действительно уникальный объект?
- Даже история возникновения этого монастыря уникальна. Михаил Санников, ветеран Афгана, решил построить монастырь на вершине горы Качканар. Эта блажь, как может показаться изначально, не прошла у него ни через год, ни через пять лет, ни через 15. Вот уже больше 20 лет он этот монастырь строит. Одно это достойно уважения и внимания - человек не бросил свою идею, а планомерно идёт к ней.
Я считаю Шад Тчуп Линг настоящим украшением Свердловской области. И вместо того, чтобы втыкать палки в колёса и пытаться снести его, надо, наоборот, дать людям денег, чтобы они могли строить монастырь не на пожертвования туристов, а за счёт финансирования правительства. Почему государство находит способ восстанавливать храмы русской православной церкви и не может помочь становлению буддийского монастыря? В этом отношении Урал может показать свою толерантность.
- Ещё одна ключевая точка маршрута экспедиции - перевал Дятлова, интерес к которому не утихает вот уже более 50 лет. Недавно была озвучена идея - проложить к «горе мертвецов» тропу «со всеми удобствами». Но не лишит ли это таинственности самое мистическое и экстремальное место на Среднем Урале?
- Перевал Дятлова действительно манит людей своей загадочностью. Многие идут туда, чтобы бросить себе вызов, испытать и проверить себя. Но лично для меня главное - это красота тех мест, их дикость и неповторимость. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы облагородить тропу, хотя бы в целях безопасности. Там очень много медведей: не как на Камчатке, конечно, но следы их жизнедеятельности повсюду бросаются в глаза. Тропа завалена деревьями. Может, не стоит её от начала до конца засыпать гравием, но элементарно почистить, сделав более лёгкой для проходимости, имеет смысл. Это бы поддержало память о погибших ребятах. И, во-вторых, подогрело интерес к туризму на Урале.
Противоречий в этом вопросе немало. С одной стороны, мы твердим о развитии туризма в регионе, а с другой - всячески этому препятствуем. Буквально с этого года туристическая тропа на перевал Дятлова была закрыта - по причине создания там природного заказника Ивдельский. Де-факто - перевал открыт, пешком вы можете идти. Но в этом случае дорога займёт не одну неделю, как это было раньше, а как минимум две-три недели. Пройти пешком лишние 50 км не каждый способен. Так что люди едут на свой страх и риск - зная, что там их поджидают егеря и штрафы. Либо - не едут. По сути мы придумали очередной закон, который не развивает туризм, а сводит все усилия на нет.
Смотрите также:
- «Сбил мальчика, оказалось подстава». Уральский байкер о поездках по миру →
- Как пережить начало весны без ущерба для эмоционального здоровья →
- Уфолог: Свердловскую область ждет нашествие НЛО →