В Екатеринбурге полыхает скандал вокруг видеообращения пациентки Уктусского пансионата для престарелых и инвалидов. Женщина заявила, что в 2008 году ее там угрозами убедили пройти принудительную стерилизацию. Позже появились аналогичные заявления и от других женщин из того же пансионата.
Дело в том, что по данным некоторых ресурсов, у заявительницы диагнастирована умственная отсталость (копия есть в распоряжении АиФ-Урал). И теперь часть екатеринбуржцев сочувствует женщине и уверена, что никто не должен был лишать ее возможности материнства. Другие же настроены к пострадавшей более жестоко.
Приводим ответные комментарии врача на типичные тезисы участников спора.
Народная любовь
«Олигофрения входит в список медицинских показаний, при которых может быть проведена медицинская стерилизация. Но по закону эта процедура проводится только по письменному заявлению гражданки в возрасте не моложе 35 лет или имеющую двоих детей. Часть психических заболеваний входит в перечень медицинских показаний для проведения стерилизации по приказу №303 от 1993 г. Но с согласия женщины».
«К медицинской стерилизации допускаются женщины, у которых есть тяжелые заболевания печени, почек, сердца, легких – есть приказ минздрава №303. Психические заболевания – такие как умственная отсталость, шизофрения, психозы, неврастенические расстройства личности, олигофрения – показанием для операции являются. Если женщина является недееспособной, то по заявлению законного представителя суд может принять решение о ее медицинской стерилизации. Но при легкой олигофрении маловероятно, чтобы эта девушка была признана недееспособной.
Олигофрения – это врожденная умственная отсталость с непрогрессирующим состоянием. Дебильность – самая легкая форма умственного недоразвития. Наследственный фактор тут есть, но сказать, что это основная причина умственной отсталости, нельзя. Чаще всего причины являются врожденными или приобретенными в первые годы жизни ребенка. Часто причины кроются в образе жизни мамы и папы ребенка: употребление никотина и алкоголя, ранняя половая жизнь и половые инфекции, медицинские аборты и другие факторы, негативно влияющие на репродуктивную систему женщины».
«Для дебильности характерна неспособность выработки каких-то сложных понятий и обобщений, сложности с абстрактным мышлением – такие пациенты, например, не понимают пословицы и поговорки. Они не имеют собственных суждений, легко принимают чужие взгляды, они очень внушаемы. Часто довольно шаблонно воспринимают выражения, которые услышат. Но у этих людей может быть хорошо развита бытовая адаптация. У них может быть недостаточно знаний, но достаточно умений. С адаптацией у них все неплохо. Они могут жить как в пансионате, так и в семье.
Бывает тяжелая форма олигофрении, но легкая олигофрения – совсем другой случай. Такие пациенты вполне отдают себе отчет в том, что происходит вокруг. Родительские обязанности они выполнять вполне способны. Это ведь не только интеллектуальная, но и нравственная способность. Сейчас такое время, что родители с нормальным интеллектом часто бросают своих детей еще в роддоме, мужья отправляют жен на аборты… А если человек хочет иметь ребенка – он имеет на это право. Механическая память у таких пациентов страдает не сильно – они вполне способны запомнить, когда надо отвести ребенка в садик или школу, приготовить еду своим детям. Так что вполне могут быть родителями».
«Я считаю, что давление кого бы то ни было в этом вопросе недопустимо – человек имеет право на счастье и рождение детей. Дети у пациенток с умственной отсталостью часто рождаются нормальными. Особенно если интеллект мамы был поврежден вследствие каких-то вредностей, которые она сам не допускает. В моей практике были случаи, когда пациентки с легкой умственной отсталостью рожали детей, воспитывали их, и впоследствии эти дети вырастали, получали образование и сами заботились о своих мамах.
Пока трудно сказать – шла ли в данном случае речь о давлении со стороны той организации, где проживала пациентка, или имело место информирование. Работники администрации или медики могли ознакомить пациенток с законодательством, на что пациентки с любым диагнозом имеют право».
Будут рожать
Пока на просторах интернета вокруг этой истории продолжают бурлить страсти, в Уктусский пансионат приехала Татьяна Мерзлякова. Ее однозначная позиция: стерилизация в таких случаях недопустима.
«Врачи рассказали о 15 случаях стерилизации, которые случились в стенах пансионата. Это факты 2006, 2008, 2012 годов, – рассказала Татьяна Мерзлякова. – В 2016 году случилось еще три случая. С той поры ни одного случая не было. Метод стерилизации — каменный век! Я считаю это недопустимым. Сейчас здесь работает новый директор и новый врач, которые разделяют мою позицию».
Кроме того, уполномоченный по правам человека в Свердловской области рассказала, что в скором времени будет созван круглый стол с представителями здравоохранения региона. На нем будут решаться вопросы контрацепции среди пациенток пансионата, а также вопросы проживания с детьми в подобных интернатах.