О нашем слушателе…
- Александр Николаевич, вы согласны с тем, что классическая музыка вызывает устойчивый интерес в обществе?
- Эта музыка всегда вызывала устойчивый интерес. Важно представлять, о какой части общества мы говорим. К сожалению, в концертные залы ходит от одного до пяти процентов населения, соответственно у этой части никогда не пропадает интерес к классической музыке. Хотя сегодня в залы ходят больше, чем 20 лет назад. Именно классическая музыка, именно концертный зал требует от людей не отдыха, а работы. Учитывая, что мы воспринимаем в основном слухом, а не зрением, музыка проходит через нас, и в общем-то это очень серьезная работа души, чувств, эмоций. Поэтому те, кто ходит к нам, фактически являются духовной элитой общества.
- Российская публика отличается от западной?
- Наши слушатели духовно выше, чем на Западе. Это не только мое мнение. Дело в том, что когда человек приходит в филармонию - ему кажется, что он попадает в совершенно другое пространство. От артистов идут в зал колоссальные эмоциональные позывы, сильная энергетика. Самое главное, что идет и обратный посыл - от зала, от публики.
Наш подход - все равны в зале. Я приведу пример. Это был 1993 год. Впервые Уральский филармонический оркестр выехал в Южную Корею. Зал 3500 мест. Естественно, пригласили нашего посла на концерт. Перед концертом разговариваем с ним в фойе. Вдруг он побежал ко входу. Я смотрю, зашла какая-то пара, на контроле предъявляет билеты. Посол провожает их к нам. Знакомит. Это был министр иностранных дел Южной Кореи с супругой, они пришли на концерт. Я хотел бы увидеть министра иностранных дел России, который придет с билетами через главный вход, в общей очереди, без охраны!..
- Известно, одна из главных задач филармонии - пробудить интерес к классической музыке у детей…
- Главная наша миссия - думать о будущем общества, о духовном его составляющем. Поэтому значительная часть нашей деятельности в зале идет на детскую аудиторию. Помимо программ в зале, мы занимаемся просветительством в школах и в учебных заведениях города и области, проводя до 1600 концертных встреч в год. Есть в обществе серьезный институт, который в первую очередь ответственен за своих чад, - это родители. Я считаю, детей нужно водить слушать музыку не классами, не группами. Важно, чтобы ребенок пришел с родителями, со своими родными, совместно с ними сопереживал. Правда, многие родители считают, что наше творчество должно быть либо дешевым, либо бесплатным. А продукт, который мы делаем и создаем, - объективно очень дорогой. И родители должны понимать это.
Городу нужен концертный зал!
- Как вы привлекаете новую публику?
- Каждый вид искусства приспосабливается к укладам общества, так уж сложилось. В 1998 году мы впервые ввели серию «Классик-Хит-Коктейль». Выдержали много критики, но привлекли абсолютно новую публику.
В 2009 году впервые организовали общедоступные (по репертуару, форме, стоимости) концерты. И снова привлекли новых людей. Провели соцопрос: выяснилось, что 10% вообще никогда не ходили в филармонию, а 13% не помнят, когда были в последний раз.
К сожалению, возможности нашего зала ограничены. Для города-«миллионника», для крупнейшего культурного центра акустический зал в 700 мест - это капля в море! В Москве и Питере оркестры нашего уровня играют в залах не менее чем на 1500 мест, а в Америке - не менее 2500 мест. В Японии вместимость зала - 5000 мест. Сравните, 700 и 5000 мест!
- Вы считаете, городу нужен концертный зал?
- Город Екатеринбург и Свердловская область уже давно достойны просторного и вместительного концертного зала. Филармония стремительно развивается. Это видно по тем музыкантам, которые к нам приезжают. Но зал в 700 мест не может конкурировать с полуторатысячником. Заполняемость нашего зала приближается к 95%, дальше мы можем
развиваться только за счет повышения цены, а хотелось бы - за счет увеличения числа слушателей. Не зря возвели
большие концертные залы в Ханты-Мансийске и Казани, достраивается хороший зал в Ярославле.
- Любой артист может выступить в стенах филармонии?
- Надо понимать, что есть самодеятельное искусство, а есть профессиональное. Мы приглашаем артистов и коллективы, которые удовлетворяют нас по двум основным требованиям: творческим и финансовым. Творческий уровень того, что делает артист или коллектив, должен соответствовать уровню нашего концертного зала и наших слушателей. Что касается финансовой стороны, то мы поставлены в такие условия, при которых вся гастрольная деятельность проходит без поддержки государства. Советская система была полностью регулируемая: гонорары, затраты, цена билета. Сегодня все не так - сегодня все регулирует рынок…
Смотрите также:
- Дирижер Дмитрий Лисс: «Из столицы Урала я уезжать не собираюсь» →
- «Дедушка уральского рока» о музыке, о Екатеринбурге и о себе →
- Александр Новиков отмечает 60-й день рождения →