Примерное время чтения: 13 минут
968

Дирижер Дмитрий Лисс: «Из столицы Урала я уезжать не собираюсь»

«В России мы нужны не меньше, чем в других странах»

Ольга Маслова, «АиФ-Урал»: Дмитрий Ильич, хотелось бы начать разговор с ваших последних поездок по России. Вы очень часто выезжаете за границу, но в этот раз нас действительно порадовали, охватив достаточно приличное количество наших городов!

Досье
Лисс Дмитрий Ильич родился 28 октября 1960 года в городе Балашове Саратовской области. Окончил Харьковскую специальную музыкальную школу. Выпускник класса Дмитрия Китаенко в Московской консерватории. До уральского оркестра был главным дирижером Симфонического оркестра Кузбасса и Российско-Американского молодёжного оркестра.
Дмитрий Лисс: Мы рады тому, что ездим по России. Рады, что востребованы не только за рубежом, но и в нашей стране. Началось это с того, что мы стали участниками федеральной программы «Филармонические сезоны», благодаря чему мы смогли совмещать заграничные выезды с поездками по России. В этом году, прежде чем ехать за рубеж, мы посетили Москву, Ярославль, Рыбинск и Рязань – четыре российских города. Мы нужны там не меньше, чем в других странах! Наша публика точно так же ждет встреч с качественной классической музыкой. Следующие наши поездки связаны с нашей тесной творческой дружбой с выдающимися российскими музыкантами – Денисом Мацуевым и Вадимом Репиным. Они приглашают нас поучаствовать в своих фестивалях.

В этом году мы уже выступали с Денисом в Магнитогорске и Перми, а впереди еще поездка в Сочи на фестиваль Crescendo. Вадим Репин пригласил нас наТранссибирский Арт-фестиваль. В его рамках у нас были концерты в Новосибирске и в Омске. Дружба с Мариинским театром приводит к тому, что выступаем регулярно и там. Например, в этом сезоне нас ждет концерт на фестивале «Звезды белых ночей». Так что план поездок по нашей стране достаточно обширный и по географии, и по количеству выступлений.

– А что насчет публики? Подготовленный ли у нас в стране слушатель?

– Слушатели разные. Если человек приходит в концертный зал – это уже здорово! Многое зависит и от программы концерта. На гастролях, в рамках Транссибрского Арт-фестиваля мы играли современную музыку. Например, у нас в программе была пьеса нашего композитора Ольги Викторовой «Лазоревый дракон Востока», которую публика воспринимала с большим энтузиазмом. Журналисты задавали много вопросов именно по поводу современной музыки, о том, как много мы ее играем, как ее слушают в нашем городе. Конечно, у нас в Екатеринбурге публика в этом смысле, наверное, самая продвинутая. Действительно, процент современных произведений в наших программах достаточно высок и люди уже готовы к этому. Они ждут встреч с новинками.

– Вы говорите, что наш слушатель более подкован в современной музыке. А в остальных регионах какая обстановка? У них мало пишется подобных произведений? Мало играется?

– Это вопрос воспитания, вопрос работы местной филармонии. Филармония – это же не только концертная организация, а еще и просветительская, это общество любителей гармонии. От политики каждой конкретной филармонии и зависит то, как будет слушатель воспринимать современную музыку. К ней надо привыкать, нужно прививать интерес к ней, вкус. Дело в том, что для филармонии, так или иначе, эта работа не прибыльна. Она может быть даже убыточна, но без нее невозможно развитие концертной жизни.

– Многие считают, что современное поколение может слушать только попсу и ничего не понимает в классике. Насколько это справедливо?

– Конечно, классику слушает меньший процент людей, если сравнивать с поп-концертами или рок-концертами. Но и внутри этого меньшего процента картина может быть самая разная. Могут быть пустые залы, могут быть полные. У нас они, слава богу, полные. И в пустых залах мне ни разу не доводилось выступать на этих гастролях. Вы знаете, были даже такие трогательные моменты: после выступления в Ярославле мы отправились в Рыбинск – это немалое расстояние, – и туда же приехали люди из Ярославля! Специально на наш концерт, чтобы еще раз послушать классическую музыку в исполнении уральского оркестра. Они потом подходили к нам, делились впечатлениями, и это очень греет душу. Ты понимаешь, что твоя работа действительно приносит людям какое-то удовлетворение, счастье.

Дмитрий Лисс в окружении музыкантов. Фото: www.sgaf.ru

«Нет такого понятия - «заграничный слушатель»

– Таким темпами вы сможете поддержать в Екатеринбурге культурный туризм! Сюда все чаще будут приезжать люди, которые хотели бы услышать ваш коллектив.

– Вы знаете, это абсолютно нормально. Я вам больше скажу – это мировая практика. Вот, скажем, после фестиваля «Звезды белых ночей» мы поедем на фестиваль во Францию, на крупнейший в мире фестиваль фортепианного искусства, где участвуют и симфонические оркестры. Нет ни одного мало-мальски известного пианиста в 20-21 веках, который бы не выступил на этом фестивале. Он самый престижный, самый крупный. Так вот, он проводится в месте, где вообще нет никаких населенных пунктов, нет ни одной деревни. Это просто концертная площадка, можно сказать – в лесу. До ближайшего крупного города около 200 километров. Туда приезжают люди не только из разных городов Франции, но и из других стран. Все они собираются для того, чтобы посетить концерты этого фестиваля. Вот вам и культурный туризм в чистом виде. Я думаю, что у нас есть ресурсы для того, чтобы пользоваться этим опытом.

– Вы с оркестром часто бываете за границей, и вас анонсируют как коллектив из Екатеринбурга. Насколько уже Екатеринбург знаком, например, в Европе? Разрушается ли этот шаблон про Сибирь, где медведи по улицам ходят?

– Екатеринбург, если сравнивать начало нашей бурной гастрольной деятельности и то, с чем мы сталкиваемся сейчас, конечно знаком уже намного больше. И оркестр наш уже достаточно известен в Европе. Заграничные слушатели часто интересуются тем местом, из которого мы приехали. Я с удовольствием рассказываю о том, где мы находимся, что это граница Европы и Азии, что у нас есть Евразийский фестиваль, который теперь тоже достаточно известен. Рассказываю о том, сколько у нас в городе культурных организаций, сколько оркестров и театров. Это доставляет мне огромное удовольствие, потому что у людей вот это вызывает удивление.

– А удивление от чего? Они, наверное, представляют, что у нас все плохо?

– У них представления на эту тему как такового, в общем-то, и нет. Но компании, посвященные борьбе за ЭКСПО-2020, наши постоянные гастроли, выезды других артистов – это всё постепенно создает за границей положительный имидж города и региона. Просто это длительная работа, это невозможно сделать в один день. Но этим нужно обязательно заниматься.

– Если сравнить заграничного слушателя и нашего слушателя – вы бы какого предпочли?

– Знаете, нет такого понятия - «заграничный слушатель». Это зависит от того, в какой стране и в каком городе ты выступаешь. Есть замечательная публика в Германии, в Голландии, да в той же Франции, но они немного разные. Отличается и темперамент слушателей, и их ожидания от концерта. Но есть и очень квалифицированная публика, точно так же есть публика, которая готова слушать современную музыку и ждет этого. Так что тут я бы не стал обобщать.

«Нет такого понятия - «заграничный слушатель». Все зависит от того, в какой стране и в каком городе ты выступаешь». Фото: www.sgaf.ru

«Серьезную публику не обманешь»

– Не раз слышала от уральских деятелей культуры, что наш слушатель и зритель очень строгий. На ваш взгляд, действительно ли свердловчане так пристально следят за выступлениями?

– Серьезную публику, конечно, не обманешь. Бывали у нас такие концерты, когда выдающиеся исполнители уходили со сцены под звук собственных каблуков, как говорят артисты. Многие приезжающие к нам музыканты говорят, что для них каждое выступление в Екатеринбурге – очень ответственное событие. Это именно потому, что публика прекрасно понимает то, что она слышит. По итогам выступлений мы часто получаем обратную связь от тех, кто присутствовал на том или ином концерте. Публика оставляет свои впечатления и на сайте Свердловской филармонии и общается со мной, когда я прихожу в наш концертный зал в качестве слушателя. Но все равно ошибки в наших выступлениях лучше, чем мы, я думаю, вряд ли кто-то видит. Те ошибки, которые слушателю незаметны, мы о них знаем, работаем над ними, да и вообще – вся наша жизнь и есть большая работа над ошибками. Только тот, кто ничего не делает, не ошибается. Главное – делать из этих ошибок правильные выводы.

– А какой возраст у посетителей ваших концертов? Встречается молодежь?

– Есть самые разные слушатели – и молодежь, и пожилые люди, есть люди среднего возраста. У нас очень хорошо, с моей точки зрения, сбалансирован состав публики. И если во всем мире жалуются на то, что публика стареет, то все-таки к нам в Екатеринбурге приходит новое поколение, и это вселяет оптимизм. Наши гости совсем не обязательно студенты творческих профессий, это могут быть и бизнесмены, и молодые специалисты – да кто угодно.

– Есть мнение, что именно классическая музыка, качественная современная симфоническая музыка способна объединять людей, особенно в такие непростые времена, как сейчас. Справедливо это замечание или несколько завышено?

– Это мнение несколько идеалистично. Но есть похожий момент… Когда люди приходят в концертный зал, все-таки они переключаются, услышав музыку, на другую волну, на другой диапазон, где политические дрязги, какие-то темные мысли отходят на второй план. Так или иначе, они переживают более глобальные, общечеловеческие вещи. В этом смысле высказанное вами мнение может быть верным.

– Недавно вас назначили главным дирижером оркестра Южных Нидерландов. Когда планируете приступить к работе в этой новой роли?

– Я приступлю к своим обязанностям в сентябре 2016 года, но уже в этом году, осенью, у меня с этим коллективом будет концерт. В общем-то, я уже буду в статусе главного дирижера. Решение о моем назначении было довольно спонтанным и для оркестра, и для меня. И нашим отношениям с музыкантами только предстоит складываться, потому что мне предложили этот пост после одного концерта с этим оркестром. Собственно, как мне сказал директор оркестра, они не планировали назначать главного дирижера в ближайшее время, думали о каком-то более длительном процессе поиска. Но вдруг так получилось, что этот поиск решили прекратить, музыканты попросили дирекцию провести со мной переговоры.. Так что наши отношения в процессе становления. Недавно я встречался с директором нидерландского оркестра, который приезжал в Екатеринбург для обсуждения планов сезона. Конечно, предстоит выстроить работу и с иностранными солистами, дирижерами. Но, несмотря на всевозможные трудности, настрой позитивный у всех сторон.

Концерт УАФО в Магнитогорске. Фото: www.sgaf.ru

Работа на два оркестра

– Наверное, сложно общаться с музыкантами другого языка и доносить до них свои творческие идеи?

– Что касается речи, это как раз не является проблемой. Как музыканты шутят – чем меньше дирижер разговаривает, тем лучше. А вообще есть международный язык – английский, который в культурных странах понимают практически все. Может быть, с этим чуть больше трудностей во Франции, но знаете, в конце концов нет больших проблем для дирижера в том, чтобы выучить французские числительные и слова «до» и «после». Главное знать, с какого места начинать играть на репетиции. Все остальное можно объяснить на уровне жестов, что-то напеть. А можно пользоваться итальянской терминологией – она является международной, ее знают все музыканты. Музыка – искусство, которое не требует перевода.

– А как складывается работа дирижера на два оркестра? Особенно когда один находится в другой стране. Насколько тяжело совмещать?

Это сейчас общепринятая практика. Бывает, что у дирижера и три оркестра. Все строится за счет сил дирижера, который ездит и летает из одной страны в другую – так и работает. Тем более сегодня постоянного присутствия дирижера рядом с оркестром не требуется. Например, на Западе, если ты не главный дирижер Оперного театра в Германии, где ты отвечаешь за все, вплоть до работы уборщицы, то твое присутствие не обязательно. Ты занимаешься своими программами, а все остальные функции берет на себя менеджмент оркестра или филармонии. В этом смысле такие обстоятельства работы – большое преимущество. Но все репетиции к своим программам я должен проводить лично. Помимо прочего, я должен участвовать в работе, так скажем, совета трудового коллектива, совместно с которым прослушиваются новые музыканты, и так далее. Я должен контактировать при составлении программ с какими-то отделами и структурами оркестра. В общем, ничего сверхъестественного.

– Когда стало известно о вашем назначении, уральцы начали переживать, что вы насовсем уедете от нас за границу. Можете их как-то успокоить?

– Успокаиваю! Я как раз подписал контракт с намерением работать в двух оркестрах. Уезжать из Екатеринбурга… Понимаете, я 20 лет своей жизни отдал этому коллективу и коллектив, соответственно, мне. Мы вместе уже столько сделали, прошли очень длинный творческий путь, и после этого все бросить для меня как-то дико. Пока есть взаимный интерес, доверие, есть результаты, есть поддержка общества и руководства области, конечно, хочется работать дальше. У меня нет в планах покидать наш город, и жить я буду здесь.

– Многие деятели искусства начинают волноваться в связи с последними событиями. Кто-то даже считает, что в недалеком будущем сферу культуры может ждать некое проявление цензуры. Как считаете, это просто домыслы?

– У меня очень жесткая позиция в этом вопросе. Я вполне разделяю опасения этих людей, хотя и не считаю, что мое мнение – это истина в последней инстанции. Да, тревожных сигналов, да и прямых призывов к введению цензуры предостаточно. Однако хочу посоветовать, тем, у кого, как говорил Виктор Степанович Черномырдин, руки чешутся, почесать в каком-нибудь другом месте. Тут все просто – цензура в нашей стране запрещена Конституцией. Если она вернётся – это будет катастрофа. В том числе и для культуры. Я уже жил в этих условиях и второй раз вступать в ту же реку не хочу.

День музыки Чайковского. Фото: www.sgaf.ru

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах