Интересный факт: есть уральцы, не пропускающие ни один (!) концерт филармонии в сезоне. Свердловская государственная академическая филармония, которая празднует в этом году свое 80-летие, гордится не только постоянными слушателями, но и обретает новых поклонников. Об особенностях уральской публики, музыкальных успехах и духовной работе мы говорим с ее директором Александром Колотурским.
Уезжали «волнами»
Кристина Шабунина, «АиФ-Урал»: Александр Николаевич, 80 лет – возраст почтенный, когда можно и нужно подводить итоги. Чем вы гордитесь в первую очередь?
Александр Колотурский: Во-первых, гордимся тем, что нужны обществу. У филармонии есть Лига друзей, куда добровольно вступают самые разные люди. Их уже больше 27 тысяч по всей Свердловской области. Они не просто регулярно ходят в филармонию, но и выступают просветителями – продвигают искусство в массы. Безусловно, хочется, чтобы таких людей становилось всё больше. В филармонию в Екатеринбурге ходят не больше 3% горожан. Это немного, но, если сравнивать с общемировой ситуацией, цифра неплохая – концертные залы в среднем посещают от 1 до 5% населения.
– К вопросу о коллективе. Начинающие музыканты, которые приходят в филармонию, ради чего идут на сцену?
– Почему люди становятся поэтами, художниками музыкантами?.. Здесь целый комплекс. Во-первых, это дар божий, и он очень редок. Во-вторых, это семья, среда, условия, в которых воспитывался ребенок. Музыканты нашего оркестра учатся в среднем от 15 до 17 лет, проходя музыкальную школу, училище, консерваторию, аспирантуру. Вы мне покажите хоть одну профессию, где учатся столь же долго?
– Сурово, да, но, к сожалению, государство не всегда это понимает. И отношение к творческим кадрам наплевательское. В 90-е годы случился страшный провал: только в нашем оркестре было четыре миграционных волны. Не по одному, а по семь-десять человек одновременно уезжали заграницу. Труд на западе оценивается совершенно иначе. В Европе, к примеру, зарплата музыканта в два-три раза выше средней зарплаты в экономике. Что в итоге получилось у нас? Уехали многие музыканты, педагоги, и, самое главное, упал престиж профессии. Зачем родители будут тратить колоссальные усилия на учебу ребенка, если потом он нищим окажется? Сейчас ситуация, к счастью, выравнивается.
Давние традиции
– Оценить филармонию, когда ее история только начиналась – в довоенные, послевоенные годы – не в наших силах. И все же, какие-то параллели с днем сегодняшним провести можно?
– Я проведу параллель традиций. Свердловску очень повезло – в культурном плане здесь были заложены колоссальные традиции. В 30-е годы открылись многие учреждения культуры – театр музыкальной комедии, театр драмы, консерватория, филармония. Те традиции просветительства, что были заложены в филармонии, мы продолжаем по сей день. Как-то подошел ко мне мужчина средних лет и выразил благодарность. «За что?» – удивился я. Уралец рассказал, что во время учебы в УПИ студентов постоянно «гоняли» на симфонические оркестры. Тогда они сопротивлялись, а с возрастом пришло и понимание, и благодарность.
Уральский слушатель – вообще особенный. Неудивительно, что к нам так любят приезжать артисты, в том числе зарубежные. Они чувствуют неповторимую ауру зала. Есть люди, которые ходят в филармонию на каждый концерт! Если пытаться нарисовать портрет постоянного гостя филармонии, то это человек, который думает о своем духовном состоянии. Слушать классическую музыку – это не отдых, а труд, когда душа работает. Вот почему в концертные залы ходит не больше 5% населения. Это практически духовная элита общества. Я не случайно употребляю столь громкие слова. Филармония – «игрушка» дорогая, однако на ее содержание во всем мире выделяются большие деньги. Потому что классическая музыка оказывает колоссальное влияние на общество, на духовную составляющую жизни людей.
Власти не понимают
– В таком случае, стоит ли человеку, который никогда не слушал классическую музыку или делал это крайне редко, приходить в филармонию? Что он получит – удовольствие, или же это вызовет отторжение и неприязнь, потому что «работать надо»?
– Мы уже давно задумываемся над этим. В 1998 году в филармонии появился новый формат концертов под названием «Классик-хит-коктейль». В зале убирали кресла и ставили столы со столиками. В репертуаре – киномузыка, симфоджаз, романсы, бардовская песня. Кто-то с негодованием кричал: «Что за ресторан?», но большинству это нравилось. Позднее мы стали проводить доступные концерты, а в прошлом году в Екатеринбурге и в России мы впервые провели фестиваль «Безумные дни», рассчитанный на те 95% населения, что не ходят в концертный зал на регулярной основе. За короткий – 3 дня – промежуток времени человек получает огромный музыкальный заряд.
– То есть приходится подстраиваться под современный ритм и требования публики?
– Конечно, ведь наша задача – расширять аудиторию. Отсюда и виртуальные концерты. На сегодняшний день филармония располагает целой сетью филиалов в области: семь из них реальных и 35 – виртуальных, которые находятся в основном в библиотеках. Слушатели приходят туда как в концертный зал филармонии, их приветствуют со сцены, в перерыве с ними общаются артисты. Виртуальный зал выполняет ту же функцию, что и реальный концертный зал – соединяет артистов со слушателями. С помощью информационных технологий мы раздвигаем границы нашего Концертного зала.
– В Екатеринбурге открываются площадки, где можно послушать самую разную музыку – от джаза то рока. Как вы относитесь к подобным проектам? Площадок должно быть много и разных?
– Конечно, ведь каждый человек должен иметь возможность удовлетворять свои интересы. Всё зависит не от формы, а от качества музыки. Классическая музыка – это база, из которой может произрастать все, что угодно. На мой взгляд, в нашем городе очень мало музыкальных площадок! Екатеринбург и его жители достойны гораздо большего, чем имеют сейчас. Как так – столица Урала и нет современного акустического концертного зала!? При этом мы еще претендуем на статус европейского города. Власти говорят: «зал нужен и будет», и на этом всё останавливается. А надо засучить рукава и начать работать, сделать хотя бы первый шаг.
Приведу просто пример. Кто посещает филармонию, когда в столице Урала проходят знаковые международные мероприятия? Ходят иностранцы! Они выросли на хорошей музыке и понимают ее ценность. Жаль только, что наши власти не понимают или не хотят понимать, что новый акустический концертный зал очень важен для продвижения территории, для развития ее инвестиционной привлекательности.