Армия безработных… заключенных

   
   

Неказистую статистику, касающуюся безработицы, привел недавно Росстат. По официальным данным, Свердловская область попала в пятерку самых неблагополучных регионов относительно занятости населения. Зарегистрированное число безработных в области составляет 53800 человек, а количество предложенных работодателями вакансий превышает более 23 тысяч мест. Чуть лучше ситуация лишь в Челябинской, чуть хуже - в Курганской областях. В целом же по УрФО, по итогам 4 квартала 2010 года уровень безработицы составил 7,4%.

Проблема с занятостью граждан стала предметом обсуждения на самом высоком уровне. На днях, выступая в подмосковном Краснознаменске, президент Дмитрий Медведев заявил, что несмотря на достаточную стабильность, «ситуация в целом на рынке труда все равно сложная». По словам Президента, отстаивание трудовых прав граждан должно быть актуально для любой партии, неважно каково ее ориентирование в политическом пространстве.

Между тем, проблема острее, чем она кажется. Дело в том, что сегодня существуют сложности не только на рынке «свободного» труда, но и труда в местах не столь отдаленных. По тем же статистическим данным, безработица - и еще какая! - наблюдается там, где ее быть просто не должно. Так, по состоянию на 1 января 2011 года в Свердловской области за решеткой находилось 35 551 человек, при этом лишь 5 269 из них были заняты оплачиваемой работой (то есть каждый седьмой). Иными словами, безработица в уральских тюрьмах приближается к 90%.

«В исправительных учреждениях Свердловской области явно не принимаются меры по привлечению осужденных к труду», - полагает депутат облдумы, член КПРФ Георгий Перский. По его мнению, безразличие к проблеме выразилось в том, что в конце 2010 года региональное правительство отказалось продлять срок действия программы содействия трудовой занятости осужденных. И это несмотря на позицию первых лиц государства, считающих, что право на труд должно быть гарантировано всем - и заключенным, и помилованным, и только что освобожденным.

По мнению Перского, последствий - и весьма серьезных - может быть несколько. Значительно снижается и «тюремный ВВП». Если в 2008 году заключенные произвели продукции на 1,268 млрд рублей, то в 2010 году - только на 887 млн. Соответственно, падает и объем налогов, уплачиваемых колониями в казну, и личный доход осужденных. Более того, теряется и социальная функция труда в условиях заключения, а встретившая на свободе безработица толкнет вчерашнего зэка на новое преступление, что приведет лишь к росту рецидивов. По словам депутата, он уже обратился к уполномоченному по правам человека по Свердловской области Татьяне Мерзляковой, к региональному правительству и полпреду президента в УрФО с просьбой обратить особое внимание на данную проблему.

Смотрите также: