Уральский музей «Джеймса Бонда» реставрируют

Кузнецов… Кто это?

   
   

В родной для Кузнецова деревне Зырянке Талицкого района идут строительные работы — музей легендарного разведчика «причесывают» к юбилею земляка. Для местных жителей — это событие №1. Не юбилей. Реставрация. В этом тихо умирающем, богом забытом уголке Среднего Урала ничего интересного не происходит. Чуть более полусотни дворов ведут свою тихую деревенскую жизнь (к слову, при жизни Кузнецова Зырянка была вполне благополучной добротной деревней). Оживляют унылую размеренность лишь редкие экскурсии, которые в былые времена наведывались сюда гораздо чаще. Нынче добраться до края Свердловской области недешево, да и новое поколение легендарный земляк мало интересует.

Этот печальный факт подтверждает директор Уральского центра Б.Н. Ельцина, доктор исторических наук, профессор Анатолий Кириллов.

— Мы часто спрашиваем студентов (хороших ребят, отличников), знакомы ли они с материалами, касающимися деятельности Николая Ивановича Кузнецова, — рассказывает Анатолий Дмитриевич. — Подавляющее большинство в ответ: «А кто это?». Чего это результат: ЕГЭ, четырех учебных часов, отведенных на историю Великой Отечественной войны? Знаете, тогда я ребят спрашиваю: «А кто такой Джеймс Бонд?». На меня смотрят, дескать, с седой головой, а такие очевидные вещи спрашивает. Я им: так ведь Кузнецов — это живой Бонд! Это же уникальная фигура, гордиться надо, что Урал воспитал такого бойца, который стоил целой дивизии.

Впрочем, незнание истории родного края и персон, которые принесли ему славу, не вина молодежи. Скорей беда. В конце концов, действительно, где ребятам черпать информацию, если уроки истории нынче проходят по принципу «галопом по Европам»? А обязательные в советские времена экскурсии по памятным местам Среднего Урала нынче мало кому по карману. Дело усугубляет и тот удивительный факт, что в Екатеринбурге до сих пор не создан музей Кузнецова (отдельные экспонаты в музее Уралмашзавода и краеведческом музее — не в счет). Справедливости ради надо сказать, что этот вопрос неоднократно поднимался в областном центре. Более того, было определено место, где мог бы расположиться мемориальный музей — в маленькой квартирке на проспекте Ленина, где некогда жил Кузнецов. Однако вопрос так и завис…

Перенос останков — это бегство

Вопрос о перезахоронении останков Николая Кузнецова с львовского Холма Славы на Урал пару-тройку лет назад обсуждался очень бурно. Более того, инициативная группа уральцев, объединившаяся под названием «НИК», совместно со Свердловским областным комитетом Российского союза молодежи даже собрала практически все документы, необходимые для проведения этой «операции». Однако до самого процесса дело так и не дошло. Теперь уж вряд ли и дойдет, хотя «НИК» «хоронить» этот вопрос не намерен.

   
   

— Кладбище на Холме Славы потихоньку редеет. Останки своих воинов-земляков перевозят и другие регионы России. Это ведь неспроста, — говорит координатор группы «НИК» Евгения Криулина. — Кладбище приходит в упадок, властям там оно безразлично. Кроме того, надгробье Николая Кузнецова страдало от рук вандалов.

Надо сказать, что к вопросу о перезахоронении останков легендарного разведчика с осторожностью относится племянница Николая Кузнецова Елена Сакныне.

— К сожалению, меня обвиняют, что я чуть ли не помешала переносу. На самом деле реализацию инициативы приостановило областное правительство, убедившись, что угрозы для захоронения Кузнецова во Львове нет, — говорит Елена Викторовна. — У меня же на сей счет свое мнение. Мне представляется, что перенос останков с Холма Славы — это бегство. Это же воинский мемориал, Кузнецов там среди соратников. Кроме того, тревожить останки можно лишь по личному завещанию человека. Что же касается вандализма… Да, такой факт был — на надгробье разбили мраморную плиту. Но, как вы понимаете, вандализм и здесь бывает. После этого на могиле Кузнецова была сделана большая гранитная плита, расчищена большая площадь вокруг. Словом, могила Николая Ивановича находится в достойном виде.

Смотрите также: